Полезные или вредные?

№ 10 от 29 марта 2024 года 


Психокоррекционное занятие «Чувства полезные и вредные» о пользе и вреде эмоций провела с младшими подростками педагог-психолог Агрызского социального приюта для детей и подростков «Ласка» Елена Нехорошкова. 
– 10-12 лет – время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка, – говорит педагог-психолог. – Именно в этом возрасте формируются способность к сознательной регуляции своих поступков, умение учитывать чувства и интересы других людей, ориентироваться на них в своем поведении. Для профилактики девиантного поведения важно помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить преодолевать неуверенность, страх, волнение в различных ситуациях, научить утверждать себя и свою ценность, не только не ущемляя права и ценности других людей, но и способствуя их повышению. 
Занятие помогло ребятам осознать значимость различных эмоций в жизни человека и их уникальность. Как и то, что каким образом разные люди выражают свои чувства, зависит от их культуры, воспитания и образа жизни. Реализуя в своем занятии принцип «зоны ближайшего развития», Елена Нехорошкова обучает детей эмоциональной саморегуляции, расширяя их знания о мире эмоций, опираясь на чувственный опыт детей. Она предлагает проблемные ситуации, в решении которых подростки сопоставляют влияние тех или иных чувств на состояние человека, выделяют положительные и отрицательные стороны, учатся высказывать по этому поводу свою точку зрения, отстаивать и обосновывать ее, приводя примеры из своей жизни. 
– Как в споре рождается истина, так и здесь пришло осознание детьми того, что нет чувств абсолютно вредных или полезных, – отмечает педагог-психолог. – Все чувства могут приобретать как позитивную, так и негативную окраску в зависимости от ситуации, особенностей личности и поставленных целей. Поэтому к концу занятия все таблички с названиями чувств из противоположных колонок переместились к центру, подчеркивая их универсальность. Такие занятия помогают постепенно формировать социально-адаптированную личность через позитивное отношение к своему «Я», развитие эмпатии и коммуникативных умений.