Выведите «токсины» из голоса – и вакансия у вас в кармане

Устройство на работу – всякий раз настоящий стресс. Что сказать в отделе кадров, как одеться, какие документы взять с собой – вроде элементарные вопросы, а прямо в дрожь бросает. А может, сначала позвонить и таким образом узнать о вакансии более подробно?

Плюсов у такого подхода много: даже если какой-то вопрос работодателя поставил вас в тупик, и вы покраснели как рак – этого на том конце провода не видно. Но зато вам понадобятся навыки делового телефонного этикета.
Ведущий инспектор Казанского центра занятости Энже Закирова уверена, что те, кто умеет связно излагать свои мысли по телефону, имеют гораздо больше шансов получить хорошую вакансию. Потому что реакция работодателя зависит не столько от того, что соискатель говорит, сколько от того, как он это делает. Умение произвести хорошее впечатление по телефону необходимо не только для первого разговора – нередко оно является требуемой профессиональной характеристикой.
– При телефонном общении мы не видим, с кем общаемся, и нас не видят, – рассуждает Энже Закирова. – Но первое впечатление – определяющее, и произвести его можно только один раз. Специалисты по кадрам по нескольким репликам кандидата могут судить о его соответствии предлагаемой должности. К примеру, для секретаря и менеджера по продажам голос – рабочий инструмент, поэтому его приятное звучание и грамотная речь – важные условия. В таком случае телефонная беседа с работодателем – репетиция возможных рабочих разговоров. А вот от претендентов на должности, связанные с расчетами и цифрами, к примеру, бухгалтеров, потребуются в первую очередь лаконичность и четко поставленные вопросы.
Ведущий инспектор-психолог Бугульминского центра занятости населения Снежана Лунева утверждает: образ человека – его темперамент, умения и навыки общения – возникает у собеседника в течение первых 15 секунд разговора. Поэтому соискателю очень важно сформировать о себе благоприятное впечатление сразу.
«Не стоит бросаться к телефону, едва увидев подходящую вакансию: сначала надо сосредоточиться и поработать над своими эмоциями, – советует специалист. – Мы учим этому безработных на занятиях по социальной адаптации. Необходимая для быстрого и успешного трудоустройства наука телефонного этикета большинству из них дается нелегко. Часто правильно общаться по телефону не умеют даже бывшие инспекторы по кадрам! Чаще всего в ходе деловых игр безработные впадают в крайности. Одни начинают выказывать подчеркнутую радость – «наконец-то мы нашли друг друга»! Другие, напротив, впадают в пессимизм – «сейчас опять ничего не получится». Я всегда советую безработным сначала поработать над своим имиджем, задать себе вопрос: каким вы хотите предстать в глазах работодателя? И соответственно строить телефонную беседу».
По словам Снежаны Луневой, особенно сложно это сделать безработным в возрасте, которые долгое время трудились на одном предприятии. Оказавшись не у дел, они очень переживают, что их уже никуда не возьмут, стесняются презентовать себя, не знают, как отвечать на вопросы в отделе кадров.
Некоторых во время телефонного разговора захлестывают эмоции, и они говорят много ненужного. Начальник отдела спецпрограмм Альметьевского центра занятости населения Лариса Журавлева рассказала мне о 26-летней Венере К., которая никак не могла найти работу, хотя имела ходовую профессию продавца. Во время занятий по основам телефонного этикета выяснилось, что каждый раз в беседе с работодателями девушка делала роковую ошибку – говорила, что с прошлого места работы ее уволили за недостачу! Объяснения, что она не была виновата, никто уже и слушать не хотел. На курсах по социальной адаптации Венеру научили выстраивать разговор правильно, теперь она уже работает.
А вот на селе, по словам директора Высокогорского центра занятости населения Ленизы Газизуллиной, работодатели предпочитают увидеть соискателя воочию: тут же все рядом. Да и сами безработные иногда так стесняются говорить по телефону, что звонить в отделы кадров и договариваться о собеседовании приходится самим специалистам центра занятости.
Зато в городе, уверена замдиректора казанского Центра развития персонала «Бизнес-инсайт» Наталья Карпюк, без навыков разговора по телефону хорошую вакансию точно не получишь. «Разговор по телефону – это своеобразное зеркало любой компании, отражающее ее внутренний этикет, – отмечает Наталья Карпюк. – Уже несколько лет на базе «Инсайта» работает клуб менеджеров по персоналу, где обучают молодых специалистов. Важная составляющая этих занятий – освоение психологии общения по телефону. С чего лучше начать разговор, чем закончить, каким голосом говорить – все это очень важно и при трудоустройстве, и в ходе работы людей многих профессий. Обязательный элемент обучения – упражнения, в которых необходимо за счет интонации, ритма дыхания озвучить одну и ту же стандартную фразу в соответствии с заданием. Например, «Добрый день, рога и копыта!» А другие участники должны определить, где тут баня, где детский сад или заведение по оказанию интимных услуг».
Руководитель кадрового агентства Надежда Борисова с коллегой согласна: уверенность, заинтересованность и умение владеть собой в ходе телефонного разговора с работодателем – гарантия получения хорошей вакансии. Ее главный совет соискателям – спокойствие и еще раз спокойствие. «Ваши страхи и неуверенность профессионал почувствует сразу, – предупреждает она. – Чтобы унять волнение, можно использовать такой прием: представьте, что вам уже отказали самым неделикатным образом и подумайте о том, какими для вас будут последствия. После того, как вы мысленно смиритесь с этим маленьким провалом, вам станет легче вести разговор. Желательно подчеркнуть голосом, что вы – человек, у которого есть свои достоинства, и когда вам назначат встречу, вы о них расскажете и сможете подтвердить то приятное впечатление, которое сложилось о вас по голосу».
Надежда Борисова советует: если перед тем, как позвонить, случилось нечто досадное, какая-то неприятность – отвлекитесь. Позвоните кому-то из знакомых, спустите «пар». Или пообщайтесь с ребенком, посидите за компьютером – выведите «токсины» из голоса и верните ему обычное звучание. Если вы, разговаривая, смотрите на что-то, что видеть вам безусловно приятно, будь то фото супруги или обложка нового детектива, ваш собеседник «услышит» тень приветливости и оценит это.
И, конечно, ни одному работодателю не доставит удовольствия односторонний разговор. Соискателю важно взять инициативу в свои руки: спрашивать самому, максимально показать свою заинтересованность рабочим местом, графиком работы. А вот произносить заученный текст на одном дыхании, затягивать разговор, использовать специальные термины, жаргон, «глотать» окончания и сокращать слова соискателям во время телефонной беседы с работодателем категорически не рекомендуют.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ