Чистополь. Познавая мир профессий

Сотрудники Чистопольского социального приюта для детей и подростков «Теплый дом» ежедневно работают над решением множества проблем. Вот только одна из них: сегодня общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а мы, долгое время общаясь со «сложными» детьми, знаем – профессиональные планы наших воспитанников довольно неопределенные.

 

Именно поэтому в нашем учреждении была разработана система профориентации на основных возрастных этапах. Хочу рассказать, как проходит эта работа с детьми начальных классов. Сразу оговорюсь, что она является пропедевтической, то есть предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, развиваться интерес к профессии родителей и ближайшего окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям. 
С помощью ролевых и дидактических игр, общественно-полезного труда, экскурсий на предприятия мы формируем понимание роли труда в жизни человека и общества, даем установку на выбор дальнейшего жизненного пути, развиваем интерес к будущей профессии.
Задачи профориентационной деятельности с детьми начальных классов на первый взгляд очень просты. Надо дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности. Важный момент – формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремления к общественно-полезному труду. Разумеется, надо воспитывать в детках трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Но всеми этими направлениями нельзя заниматься эпизодически, тут нужна кропотливая каждодневная работа. Поэтому мною была разработана программа работы по профориентации. Один из его пунктов – проведение развивающих занятий «Я познаю мир профессий». Вот недавно провели показательное занятие «Кем быть? Все профессии важны, все профессии нужны» для студентов Чистопольского педагогического колледжа.
Сейчас существует много разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является все-таки игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии мы рассматриваем определенную профессию, воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к ней, расширить свои представления о мире профессий.

Наталья Березина
, психолог СПДП «Теплый дом». Чистополь