Для развития кластера есть все условия

Любовь ОВСИЕНКО, проректор Казанского национального исследовательского технологического университета 
Работа нашего кластера, который связан с химической отраслью, уже сегодня убедительно доказала, что он действительно является эффективной формой объединения усилий с одной стороны – работодателей, с другой – образовательных учреждений всех трех уровней, и с третьей – науки, которая начинает работать в тесной связке с предприятиями.

Важная веха становления нашего кластера – получение гранта в конкурсе, который был объявлен Министерством образования и науки РФ. Трехгодовая программа предусматривает очень серьезное финансирование: 100 миллионов рублей – это вклад Российской Федерации, 50 миллионов – софинансирование со стороны республики, 50 миллионов – работодателей. Это позволило создать программу, которая сегодня существует как проект. Она уже обсуждена с работодателями, и они внесли в нее свои коррективы. Свои замечания и предложения дали и учреждения НПО и СПО, входящие в наш кластер. После доработки этой программы мы представим ее правительству РТ. Она станет системообразующим стержнем работы нашего кластера. Мы приняли насыщенный план работы на период до мая 2012 года. Первоначально он был менее напряженным, но позиция работодателей заставила нас его усилить.
В плане прописана и наша позиция по созданию нормативно-правовой базы. Мы очень благодарны Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ за трехстороннее соглашение: оно сразу унифицировало отношения участников нашего кластера.
Что касается решения имущественных вопросов, то в течение всего нынешнего учебного года мы решили работать с входящими в состав нашего кластера учебными заведениями НПО и СПО на ассоциативной основе. Со временем планируем создать на базе некоторых учреждений филиалы нашего вуза. В ряде учреждений собираемся открыть прикладной технологический бакалавриат. Нам своевременно удалось выиграть грант на право вести такое преподавание, и именно в этом направлении мы будем развивать кластер. Так, мы планируем открыть бакалавриаты в Казанском нефтехимическом , Елабужском политехническом колледжах – в этом районе находится большая группа предприятий Особой экономической зоны «Алабуга», которые заявляют о готовности создать тысячи рабочих мест. Нас очень интересуют Менделеевский профлицей №122 – он работает в тесной связке с заводом «Аммоний», Камский, Чистопольский политехнические колледжи. В последнем мы хотим развивать направление, связанное с механикой. Что же касается «пищевого» направления, то сегодня на пике востребованности – как пищевые, так и общие биотехнологии. Но это не значит, что мы обойдем такие традиционные специальности, как технолог по мясу, молоку, зерновым.
Уровень СПО в нашем кластере в этом отношении представлен достаточно широко – там около 12 специальностей, которые нужны предприятиям. Мы уже приступили к созданию так называемых ресурсных центров. Один появится на базе Казанского нефтехимического колледжа – для Казанской промышленной зоны, другой – на базе Нижнекамского нефтехимического колледжа – для Нижнекамской промышленной зоны. Здесь будет сосредоточено самое новое оборудование, самые современные образовательные технологии. Именно на этой базе мы намерены проводить занятия, обучающие семинары.
Сейчас у нас в кластере 69 направлений подготовки специалистов в рамках НПО и 21 направление СПО. Для каждого учреждения СПО мы уже разработали свои предложения по открытию новых специальностей. Большую работу проводим и по созданию учебно-методических комплексов по 11 направлениям в сфере химических технологий. Мы готовим интегрированные рабочие программы, учебники и их электронные версии, будем обучать преподавателей. В кластере это является основным. Потому что одно дело – декларировать, что мы учим по интегрированным учебным программам и другое – организовать такую работу реально. Предполагаем создать специальный образовательный портал, где студенты и преподаватели смогут получать различные консультации, задания в режиме он-лайн. Под это мы постепенно «подтянем» и проблематику выпускных квалификационных работ, дипломов, базу практики.
В сфере высшего профессионального образования университет разработал два интересных проекта. Первый – проект получения «двойных» дипломов. Мы его собираемся реализовать вместе с ведущими университетами Испании, Австрии, Германии. Поступив к нам,студенты одновременно смогут обучаться в одном из ведущих европейских вузов. Часть учебного времени они будут проводить у нас, часть – за рубежом. Им предстоит защищать два диплома – наш и выбранного европейского вуза. Преподавание будет вестись на английском языке.
Во втором проекте речь идет о двойной компетенции: студенты поступают к нам, чтобы стать экономистами, а через год начинают осваивать еще и профессию инженера. В рамках одного вуза они получат два диплома. Это позволит преодолеть перекос, связанный с перепроизводством экономистов.
Считаю, что есть все условия для реализации нашего кластера. Потому что все, чем мы занимаемся – живое и реальное.
В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы в респуб¬лике сформированы 14 научно-образовательных кластеров для различных сфер экономики, пред¬ставляющих собой консолидацию учреждений всех уровней профессионального образования во главе с ведущим ВУЗом.
Созданные научно-образовательные кластеры позволяют организовать траектории непрерывно¬го образования (НПО, СПО, ВПО). Объединение образовательных учреждений в кластеры решает главную задачу реструктуризации сети профессионального образования, учитывая потребности рынка труда республики в профессиональных кадрах.