Социально-трудовая сфера: итоги, задачи, перспективы

О результатах работы в 2011 году и планах на год наступивший пойдет речь на итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, которая состоится 31 января. Об основных тенденциях развития социально-трудовой отрасли мы говорим с министром труда, занятости и социальной защиты РТ Айратом Шафигуллиным.

– Айрат Радинович, предлагаю оценить работу отрасли в прошлом году даже не по гамбургскому – по библейскому счету. Согласно «вечной книге» за семью «тощими» годами следуют семь «тучных» лет. К какой категории отнесете 2011-ый?
– Прошлый год выдался сложным, ответственным, полным очень важных событий. Но по каждому направлению: будь то труд и занятость, социальная защита, профессиональное образование – мы поступательно двигались вперед. Был сделан упор на инновации, внедрение современных технологий и новых форм работы. Именно за счет этого удалось достичь не просто положительных изменений в социально-трудовой сфере, а добиться качественного роста. Конечно, еще присутствуют посткризисные явления, которые дают свой «отсвет» и на экономику, и на «социалку», но в целом 2011 год прошел с положительной динамикой. И если уж судя по индикаторам мы движемся к «тучным» годам, то пусть они продлятся не семь, а больше лет.
– Исходя из событий последних лет, все больше убеждаешься, что выражение «будет хлеб – будет и песня» уже не отражает современные реалии. Пожалуй, сегодня актуален лозунг «есть работа – есть будущее». Какова сейчас официальная статистика по безработице? Можно ли сказать, что республика полностью оправилась от кризиса?
– Татарстан, как и многие крупные сильные регионы, экономический кризис затронул ощутимо. В пик безработицы в апреле 2010 года нетрудоустроенными числились 68 тысяч татарстанцев. Сегодня по многим показателям мы выглядим достойно, в том числе на фоне соседей по Приволжскому федеральному округу. В целом в экономике республики наблюдается оживление деловой активности и рост финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. За 2011 год число безработных снизилось более чем на 9 тысяч человек, на первое января текущего года их насчитывалось 28500 человек. Из всех направлений деятельности, которые не позволят безработице в дальнейшем захлестнуть общество, мы больше всего внимания уделяем предупредительным мерам.
– Организация опережающего обучения – из их числа?
– Да. Но в 2011-ом в работе по этому направлению мы сместили акценты. Если в тяжелые кризисные годы опережающим обучением в большей степени были охвачены работники, находящиеся под угрозой увольнения, то в прошлом году отдали приоритет работникам организаций, где идет реструктуризация и модернизация производства в соответствии с инвестиционными проектами.
В общей сложности на эту программу было выделено почти 167 миллионов рублей. А ведь изначально выделенная сумма была вдвое меньше. Но нам удалось доказать эффективность этой программы, и федеральный центр кратно увеличил финансирование по этой статье. В итоге 12659 человек прошли курсы опережающего обучения. Это значит, что они обрели еще одну профессию, овладели знаниями, актуальными на сегодняшний момент, обязательно будут востребованы на рынке труда.
– Все-таки переобучение – непростой шаг для любого человека, прежде всего в психологическом плане. Разумеется, идеальный вариант, когда молодежь, что называется, держит нос по ветру, и сразу выбирает себе профессию, с которой в жизни не пропадет. Беспроигрышный вариант – это рабочие и инженерные специальности. Как развиваются учреждения начального и среднего профессионального образования, становятся ли они более привлекательными для молодых людей?
– Самое главное – система подведомственных учреждений профессионального образования меняется качественно. Мы совершенствуем материально-техническую базу учреждений, внедряем инновационные образовательные программы, оснащаем их современным учебно-производственным и лабораторным оборудованием. Все это, несомненно, служит привлекательным фактором для молодежи.
Сегодня в наших 68 учреждениях профессионального образования по 180 профессиям и специальностям обучается 32,6 тысячи человек. Подготовку кадров мы осуществляем на основе государственного заказа, который формируется исходя из перспектив потребности рынка труда. Сегодня мы ставим перед училищами, колледжами, техникумами задачу внедрения новых современных профессий. Это делается на основе наших прогнозов, исходящих из того, какие инвестиционные, в том числе инновационные проекты реализуются в республике. Чтобы потом не искать людей по всей стране, а иметь уже готовых специалистов. В прошлом году мы внедрили более 30 новых профессий. Сейчас, например, активно осваивается сфера услуг, мы постоянно увеличиваем количество учебных мест для нее. В самое ближайшее время, например, в период «Универсиады-2013», специалисты в этой области будут очень востребованы.
– Большой блок работы министерства – социальное обслуживание населения. Какие «болевые» точки есть здесь и что нового вы хотели бы привнести в эту сферу?
– Во-первых, хочу отметить, что социальное обслуживание – сфера очень востребованная. В прошлом году различными услугами воспользовались около 535 тысяч человек. У нас существует отлаженная система, которая позволяет в целом обеспечивать стабильное социальное самочувствие населения. Мы перешли от всеобщего охвата социальными услугами к избирательному удовлетворению потребностей наиболее уязвимых категорий граждан. Из года в год увеличивается суммарный объем социальных услуг и количество получателей. Но есть проблемы качества услуг, их эффективности, результативности и доступности. Кроме того, у населения, например, у пожилых людей появились новые запросы. А при существующей системе соцобслуживания невозможно удовлетворить эти потребности, так же как и нельзя бесконечно увеличивать сеть учреждений. Один из путей решения этих проблем – привлечение к оказанию услуг по социальному обслуживанию негосударственного сектора. Это одно из самых перспективных направлений модернизации социальной сферы. Законодательная база для этого у нас в республике есть.
Работа будет развиваться по двум направлениям. Первое – некоммерческие организации могут участвовать в конкурсах на предоставление услуг, которые проводит министерство, то есть НКО могут получить госзаказ. Второй путь – это инициатива со стороны самих НКО, когда они выходят со своей идеей, а государство поддерживает их через грантовую систему.
В конце прошлого года Республика Татарстан получила в ходе конкурса, который проводил Минэкономразвития России, субсидию из федерального бюджета в размере 25,814 млн. рублей на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. У нас в республике прошел конкурс проектов НКО, который определил 111 победителей по 10 приоритетным направлениям конкурса. Всех перечислить невозможно, скажу только, что, например, в номинации «Социальная адаптация инвалидов и их семей» – 22 победителя. Это только первые шаги по развитию негосударственного сектора в социальном обслуживании населения, но они очень важны.
– С начала прошлого года министерству от Фонда социального страхования перешел ряд федеральных полномочий. В частности, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторными путевками. Как шла работа по этим направлениям, учитывая, что каждая задержка по таким вопросам вызывает самую негативную реакцию со стороны инвалидов?
– Получилось так, что вместе с функциями от Фонда социального страхования нам в «наследство» достались и долги. Например, по техническим средствам реабилитации задолженность составляла почти 2 миллиона изделий. Нам одновременно пришлось «разгребать» долги, реализовывать переданные полномочия в рамках текущего года, а также выстраивать идеологию по этому направлению на перспективу. Не будет преувеличением назвать масштаб работ колоссальным. Например, было заключено 297 контрактов и договоров с поставщиками средств реабилитации и услуг. 13548 инвалидов смогли в прошлом году поправить свое здоровье в санаториях – таких цифр не было уже много лет. Что касается обеспечения всем необходимым инвалидов в этом году, то все контракты заключены, и доставка ТСР будет осуществляться без сбоев. Но остается вопрос качества изделий, которые получают инвалиды. Сейчас выстраиваем систему контроля качества поставляемых средств реабилитации и услуг, разрабатываем механизмы воздействия на недобросовестных поставщиков. Здесь мы работаем в тесной связке с общественными организациями инвалидов. Именно слово самого человека с ограничениями здоровья должно стать решающим при оценке качества, скажем, инвалидной коляски или протеза.
Наш курс – это усиление адресного подхода в обеспечении инвалидов средствами реабилитации с максимальным учетом их индивидуальных потребностей.
– В прошлом году появилось такое новшество, как «социальный контракт». Наши читатели интересуются, что это такое, и не содержится ли за этим термином какого подвоха, ущемляющего их интересы?
– Понятие «социальный контракт» пришло к нам вместе с экспериментом, который проводит Министерство здравоохранения и социального развития РФ по реформированию системы социальной поддержки малоимущих граждан, а Татарстан принимает в нем участие. «Социальный контракт» – это технология, направленная на улучшение качества жизни малоимущих людей через активацию их адаптивных возможностей, повышение социальной ответственности получателей помощи, преодоление иждивенчества.
Часто бывает так, что социальные службы годами помогают семье: выделяется материальная и благотворительная помощь, предоставляются путевки в оздоровительные лагеря для детей, приводят в порядок дом или квартиру. Но родители продолжают пить, не работают. И вся наша помощь уходит как в бездонную бочку. Никаких перемен в семье не происходит. Социальный контракт четко расписывает обязанности сторон: государства и получателя социальной поддержки. Как говорится, если тебе помогают, то ты тоже изволь что-то делать, чтобы улучшить свое положение.
В прошлом году по республике было заключено 216 таких контрактов с семьями, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Например, одна семья в Набережных Челнах находилась в крайне тяжелом положении. В ней семеро детей, отец не работал, накопились долги по квартплате, были проблемы с детьми. В результате работы по социальному контракту глава семейства прошел переобучение через центр занятости, старшая девочка побывала в оздоровительном лагере, сына на период каникул трудоустроили, с младшей дочерью проводятся коррекционные занятия. Задолженность по квартплате погашена, оформлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Это пример того, когда при помощи государства семья выходит из трудной жизненной ситуации, потому что и сама предпринимает самые активные действия.
Кстати, вот-вот будут внесены поправки в федеральный закон «О государственной социальной помощи», и работа по социальному контракту приобретет законодательную основу. Нашим специалистам, которые уже опробовали эту модель, не придется начинать с нуля.
– В последнее время особую актуальность приобретают вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде. Как движется работа в этом направлении?
– Действительно, популярность системы электронных услуг стремительно растет, многие граждане хотят решать свои вопросы через Интернет, не выстаивая никаких очередей. Мы тоже стремимся, используя IT-технологии, повысить качество, доступность предоставляемых государственных услуг и сократить сроки этих процедур, снизить административные издержки со стороны граждан и наших учреждений, а также сделать более открытой необходимую информацию. В учреждениях установлены электронные очереди, улучшающие качество обслуживания. Большинство документов обрабатывается в электронном виде и хранится в специализированных базах данных с возможностью удаленного доступа. В декабре 2011 года стартовал проект «Электронный архив». Все дела клиентов службы занятости «аккумулируются» в едином хранилище данных. Этот проект, с одной стороны, позволяет автоматизировать и унифицировать предоставление государственных услуг по формированию архивных документов в различные государственные органы, с другой – дает возможность получать необходимые справки в любом удобном для гражданина территориальном органе занятости. Сейчас мы внедряем проект перевода в электронный вид услуги по формированию очередности предоставления санаторно-курортных путевок. В планах 2012 года – перевод в электронный вид 18 услуг, 13 из них – в сфере социальной защиты.
– В министерстве столько направлений работы, причем разноплановых. Одни борются с безработицей, другие помогают малоимущим, третьи готовят рабочие кадры… Реально ли для всех, которые соберутся на итоговую коллегию, поставить единые цели?
– Конечно. Все, чем занимается министерство, направлено на поддержание социального благополучия, повышение качества жизни наших граждан. Я, как руководитель, всегда нацеливаю работников отрасли на то, чтобы они ставили перед собой максимальные задачи, достигали большей эффективности в работе. Вообще надо трудиться так, чтобы самому гордиться своей работой.
Беседовала Дилара ВАФИНА