Товар, за который покупатель «голосует» рублем

Руководство Елабужского предприятия укупорочных и пластмассовых изделий так сформулировало свое кредо: «Мы нацелены на производство высококачественной продукции. Лишь товар, который «говорит» сам за себя, способен привлечь потребителя, и покупатель останется верен производителю и будет «голосовать» за него рублем».

 

Но каков он – тернистый путь признания товара,­ который пробивается на прилавок через многочис­ленные заградительные зас­­­лоны конкурентов и не­­­дальновидного законодательства?
Только передовые технологии
Предприятие «Елабуга Укупр­­Пласт» Всероссийского общества слепых последовательно перевооружает свое производство. Генеральный директор Николай Базаров и его заместители стараются не пропускать наиболее значимые для их отрасли всероссийские и международные выставки. «Оборудование закупаем самое современное, – рассказывает гендиректор. – Чтобы не оказаться банкротом, надо постоянно модернизировать производство».
Действительно, здесь произошли кардинальные перемены. Освоена новая производственная площадка на улице Горького, построены корпуса и складские помещения для участка лакирования и литографирования жести. Введены в эксплуатацию современные линии по лакированию и печати жести немецкой фирмы «Майлендер». Взята в аренду производственная площадка резинотехнических изделий по выпуску викельного кольца в Менделеевске. Закуплено оборудование и освоено производство кронен-пробки и алюминиевого колпачка европейского стандарта на германской линии «СAP+CRO», итальянских линиях «Сакми» и «Бортолин-Кемо».
Пожалуй, каждый из нас хоть раз держал в руках продукцию елабужских производителей – открывал магазинные маринованные огурчики, бутылку пива или чего покрепче. Потребителю малоинтересно, на каком оборудовании штампуются все эти венчающие сосуды металлические колпачки. А вот инженерно-технический персонал «Елабуги УкупрПласт» готов до бесконечности перечислять мудреные названия «комбайнов», выдающих «на гора» готовые изделия. Это и линия по производству винтовых крышек «Твист-офф» словакской фирмы «STEEL», и оборудование по упаковке крышки в термоусадочную полиэтиленовую пленку, и термопластавтоматы корейской фирмы «DONGSHIN», и оснастка для выпуска двух видов полиэтиленовых крышек для консервирования и закрывания. Для достижения высокого качества и конкурентоспособности укупорочной группы изделий в 2011 году предприятие провело глубокую модернизацию линий лакирования и печати по белой жести. Например, новая удлиненная сушильная печь позволяет существенно улучшить качество лакирования жести и значительно повысить производительность.
Вообще доля укупорочных изделий в производстве составляет 80 процентов всего объема. Здесь еще делают прищепки для белья, различные щетки – для подметания пола, для чистки ванн и другие. Скажете, ширпотреб? Это как посмотреть! Например, массажные щетки, где используются антистатические алюминиевые штыри, – уникальные. Такие нигде в стране больше не производятся.
Новейшее оборудование и как следствие – выпуск высококачественных изделий позволяют обеспечивать прибыль, финансовую эффективность и устойчивость в работе предприятия. Это оставляет возможность не отказываться от трудоемких технологий, где используется ручной труд инвалидов по зрению, обеспечивающих их трудоустройство и занятость. Тем самым «Елабуга УкупрПласт» сохраняет свой статус специализированного предприятия, применяющего труд инвалидов. Какие же привилегии этот статус дает?

Льготы ушли, а люди остались

К сожалению, начиная с 2002-го, государство год за годом сокращает льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. По словам Николая Базарова, сейчас благодаря своему статусу предприятие имеет лишь небольшое послабление по единому социальному налогу, налогам на имущество и на землю. Экономисты подсчитали, что от этих льгот предприятию «перепадает» всего четыре миллиона рублей в год. В то же время «Елабуга УкупрПласт» платит государству 48 миллионов рублей налогов! По информации гендиректора, в Москве и Санкт-Петербурге, Челябинске и Самаре, Екатеринбурге и Костроме, региональные власти, понимая социальную направленность и значимость таких производственных сегментов, выделяет целевые инвестиции для их технического перевооружения, дотирует коммунальные услуги – тепло, газ, электроэнергию, компенсирует в размере минимальной зарплаты денежное «довольствие» инвалидов, что позволяет сохранять рабочие места и конкурировать на рынке сбыта. Причем львиная доля средств для поддержки предприятий инвалидов берется из той «копилки», куда стекаются отчисления обычных предприятий, которые не выполняют закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. У нас в Татарстане подобный закон тоже принят, но он не работает. Нет механизма взыскания штрафов за его невыполнение.
Однако у нас в республике налажена схема по выделению через Минтрудсоцзащиты РТ средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов – на «Елабуга УкупрПласте» по такой схеме за 2011 и 2012 годы создано 36 рабочих мест. Но, конечно, главное – не просто создать рабочее место, а посадить на него инвалида, который сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Однако ручной труд, к которому наиболее приспособлены незрячие, увы, малопроизводителен. При этом изделие, которое производит инвалид, еще нужно продать. Как это удается предприятию?

На рынке побеждают самые «локтястые»?

Несмотря на то, что изделия предприятия «Елабуга УкупрПласт» имеет ярко выраженный сезонный спрос – реализуются с мая по сентябрь – оно сумело создать круглогодичную разветвленную дилерскую сеть по всей стране и в ближнем зарубежье. По словам его коммерческого директора Александра Меркулова, созданы они в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Ижевске, Каменск-Уральском и некоторых других городах. В прошлом году товарооборот с торговыми сетями составил 115 миллионов рублей. Вместе с тем предприятие налаживает системные поставки продукции в Казахстан, Киргизию, Туркменистан.
Для поддержки региональных дилеров создана единая интернет-площадка продавцов и покупателей продукции предприятия на www.Предторг.РФ. Размещается информация в виде «электронных визиток» дилеров, что способствует наращиванию их клиентской базы. Создало предприятие свой сайт www.upak.ru, который содержится в актуальном состоянии.Сотрудничает предприятие и с региональными, и с федеральными торговыми сетями: заключаются договора на поставку продукции с ОАО «Ашан», «Атак», ЗАО «Перекресток», ООО «Тандер», ООО «О’кей», ООО «Регион март», ООО «Эссен».
Но, конечно, конкуренты не дремлют – двигают «локтями» на рынке сбыта довольно энергично. И дело не только в дешевой продукции из Китая, буквально под боком может объявиться коварный соперник. Скажем, несколько лет назад в Елабуге было зарегистрировано ООО «Елабужская крышка» и стало реализовать изделия под таким названием. При этом реальным производителем стал один из уральских металлоперерабатывающих заводов, причем жесть там была не самого высокого качества. На изделии написано «Елабужская крышка» и мелко-мелко имя производителя и заказчика. Понятное дело, покупатель не будет вчитываться в буквы, которые видны только через лупу. Он покупает изделия в полной уверенности, что произведены они «где надо». Два года «Елабуга УкупрПласт» разбиралась с этой «подставой». В результате летом 2012 года Федеральная антимонопольная служба по РТ поставила в этом деле точку в пользу предприятия ВОС, предписав ООО «Елабужская крышка» прекратить производство и реализацию товара с названием «елабужская». Чтобы покончить с посягательством на свое славное имя и защитить право первообладателя бренда, в 2012 году предприятие «Елабуга УкупрПласт» зарегистрировало товарный знак «Елабужские крышки» в словесном и графическом написании.
 

Человеческий фактор
Как бы банально это ни прозвучало, кадры решают все. По словам начальника отдела управления персоналом предприятия Натальи Буровой, были времена, когда штат предприятия насчитывал до 1000 человек. Сейчас стало вдвое меньше. Но еще с тех времен остались люди, верные своему предприятию, прикипевшие к нему душой. Это и начальник по производству Сергей Ильин, рабочие Светлана Дьякова, Александр Веретенников, Рафаил Гарифуллин, Нина Яруллина. Немало ветеранов производства и в управленческом персонале. Благодаря энергии, знаниям и опыту этих людей стало возможным то, что ООО «Елабуга УкупрПласт» остается в авангарде предприятий ВОС. Предприятие многократно становилось победителем конкурса «100 лучших товаров России», национальной премии «Товар года». В прошлом году получили золотую медаль «Европейское качество-2012». По итогам работы в 2011 и 2012 годах предприятие признано «Лидером России 2013 года» в производстве упаковки из легких металлов: выдан федеральный сертификат с вручением золотой медали «Лидер России». Приятно быть лидером, тем более, если это звание подтверждено 70-летней историей развития.

Владимир ГАРАНИН

 

Цифры и факты
ООО «Елабуга УкупрПласт» – одно из самых крупных предприятий Всероссийского общества слепых и ведущее – в производстве укупорочных изделий.
Производственные площади составляют 15000 квадратных метров.
На предприятии трудится более 500 человек, из них 259 – инвалиды по зрению и других категорий.


Николай БАЗАРОВ
, генеральный директор ООО «Елабуга УкупрПласт»

Первостепенная задача нашего предприятия – это социально-трудовая реабилитация незрячих людей. Когда принимаем инвалида по зрению на работу, естественно, вначале мы его обучаем, выплачивая уже в этот ученический период зарплату. У незрячих работников 7-часовой рабочий день, более продолжительный отпуск, как положено по законодательству. Для них мы содержим обслуживающий персонал, радиоузел с выводом радиолинии на рабочие места, где трансляции музыки, новостей и «озвученных» книг на русском и татарском языках можно слушать с помощью наушников. При предприятии работает здравпункт, где есть фельдшер, терапевт, приглашаются и узкие специалисты. На территории открыты отделение Сбербанка, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви. Есть клуб художественной самодеятельности. То есть создан целый социально-бытовой комплекс. Все эти условия способствуют тому, что инвалиды чувствуют себя на предприятии очень комфортно, они увлечены работой, живут яркой и интересной жизнью, занимаясь творчеством, спортом. Это объединяет людей разных интересов и помогает активно включиться в общественную жизнь не только предприятия, но и города, района, республики.