Талант мастера, помноженный на талант души

85-летняя София Кузьминых, народный художник Татарстана, лауреат премии министерства культуры РТ имени Баки Урманче, член Союза художников России стала в этом году одним из пяти лауреатов премии имени Габдуллы Тукая в области литературы и искусства.

 

Таким образом был отмечен ее триптих, выполненный в технике кожаной мозаики по мотивам произведений народного поэта. Но, по сути, – это признание творческих заслуг за весь долгий путь художницы в области декоративно-прикладного искусства, и особенно – за возрождение древнего искусства татар.
Старшее поколение хорошо помнит кожаную обувь Арской фабрики национальной обуви, а также кожаные сумки, портмоне, и другие изделия Казанской кожгалантерейной­ фабрики из тисненой ко­­­жи. Ко всем этим вещам София Даниловна имеет самое непосредственное отношение: она трудилась на этих предприятиях художником-модельером, и многие изделия украшались узорами по ее эскизам.
Сегодня София Кузьминых по праву считается одним из главных хранителей татарского узора, ведь его возрождением она занимается всю свою жизнь. Богатой почвой для этого стало ее детство, проведенное в Казани среди соседей-татар, а толчком к изучению национальных традиций – спущенное из Москвы задание для артели «Художпром», где тогда трудилась молодая девчушка художником, подготовить что-либо к всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства. Ока­­­­залось, что артели особенно и показать-то нечего, и тогда София вышила скатерть, украсив ее собственным узором в татарском стиле. К тому времени Кузьминых уже закончила отделение художественной вышивки рязанского швейного техникума, а держать иголку в руках мама приучила ее лет с пяти.
– В те годы прикладное творчество не считали искусством, – вспоминает София Даниловна, – а татарское не изучалось вообще: даже в московском научно-исследовательском от­­рас­­­левом институте удивлялись: разве таковое существует? По этой же причине меня долго не принимали в Союз художников, ведь в нем не было даже секции прикладников. И только относительно недавно художественное сообщество повернулось к нам лицом.
Но где брать знания народных традиций? И София все свое свободное время проводит в библиотеках и запасниках музеев, рассматривая и изучая узоры на старинных татарских одеждах, листает старые книги. Однажды в библиотеке Казанского университета директор вынес ей древний фолиант, листать который позволил только в перчатках. Тогда из его уст она впервые услышала слово «бОлгары», ставшее впоследствии новой темой в ее творчестве.
Учиться она не переставала всю жизнь – даже закончив технологический институт, осваивала все новые направления в искусстве. Сейчас в арсенале Софии Кузьминых – кожаная мозаика и тиснение по коже, аппликация, разработки в области национального костюма и аксессуаров, ткачество и изготовление ковров, панно из наборной мозаики меха и кожи.
Посетителей многочисленных выставок, где экспонировались изделия Софии Кузьминых, всегда восхищали вышитые тамбуром и золотой нитью палантины, покрывала, портьеры, серебряной нитью с применением бисера и блесток сапожки, декоративные подушки с тонкой кожаной вязью и тиснеными узорами. В результате экспериментирования с конструкцией и формой предметов в технике кожаного тиснения она создает новый жанр – настенное панно по мотивам татарского фольклора и как вариации панно – щиты и сумки в форме колчана, где звучит мир древней степи, господствуют кони и всадники.
София Даниловна владеет и техникой батика. Кто видел спектакль «Голубая шаль» в Камаловском театре, помнит главное его украшение – празднично-воздушное полотно, осеняющее собой легендарное театральное действо. Вы догадываетесь, кто автор этой «шали»? Режиссер Марсель Салимжанов долго искал ее исполнителя, и только когда на генеральной репетиции увидел искусно расписанный художницей кусок ткани, ставший потом символом спектакля, воскликнул: «Вот чего я добивался!» Кстати, перед II Всемирным конгрессом татар, победив в творческом конкурсе на лучший казанский сувенир, Кузьминых лично от Президента Татарстана получила заказ на тысячу «голубых шалей».
На соискание государственной премии имени Тукая София Даниловна выставила триптих «Посвящение памяти Г. Тукая» – три панно из кожаной мозаики – «Кушлауч», «Училе» и «Кырлай». В них – три образа женщин, связанных с судьбой поэта – матери, мачехи и любимой. Центральное панно, конечно же, посвящено маме поэта.
У почитателей искусства работы именитой художницы вызывают неизменный восторг. Вот лишь одна из записей в книге посетителей выставки, приуроченной к 85-летию Кузьминых: «Дорогая Со­­­фия Даниловна! Низкий вам поклон за вашу любовь и такое бережное отношение к нашему национальному наследию, за ваш огромный талант – талант Мастера и талант Души!».

Валентина Качанова