Толерантность: не стоит ждать мгновенного результата

О технологиях в реабилитации детей-инвалидов и их практическом применении шла речь на республиканском круглом столе «Общество и «особые» дети: грани взаимопонимания». Мероприятие в рамках реализации грантового проекта «Открытый мир» организовали Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало», Ассоциация психологов РТ, благотворительный фонд «Ак Барс-Созидание» при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Местом проведения выбрали Елабужский реабилитационный центр «Астра». Здешним специалистам есть, что рассказать и показать коллегам. Ведь к разговору пригласили руководителей и специалистов реабилитационных центров для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, комплексных центров соцобслуживания. Программа вместила в себя экскурсию по учреждению, пленарное заседание и мастер-классы. 
– Тема нашего круглого стола очень актуальна, – подчеркнула замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Ирина Просвирякова, открывая мероприятие. – В сентябре 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Начата разработка Федерального государственного образовательного стандарта для таких детей. Но существует немало трудностей создания необходимых условий для образования и социальной адаптации «особых» детей, внедрения современных подходов, направленных на их включение в общество. Наша задача – активизировать работу по внедрению новых форм социальной работы с использованием инновационных технологий, создать доступную среду во всех учреждениях соцобслуживания населения.
Ирина Просвирякова отметила, что прошедшая недавно в Сочи Паралимпиада вызвала огромный интерес к спорту среди воспитанников детских реабилитационных центров республики. Значит, нужно обязательно создавать для них условия для занятий, используя для этого любые возможности – будь то государственные, спонсорские средства или ресурс молодежных волонтерских организаций. Например, министерство уже выделило средства на покупку специальных теннисных столов для слабовидящих. Кто знает, – может именно благодаря этому республика даст новых паралимпийцев, которыми будет гордиться весь мир? Кстати, возможности для продвижения к вершинам спортивного Олимпа наверняка будут: председатель ФСО инвалидов РТ Фарида Сафиуллина собирается объехать все детские реабилитационные центры, чтобы отобрать перспективных ребят для занятий. Ирина Просвирякова подчеркнула, что наряду со спортом главным условием успешной социализации детей-инвалидов является их интеграция в среду здоровых сверстников.
Директор РЦСППН «Зеркало» Нина Исланова отметила, что подчас «острые углы» связаны не только с предубеждением к инвалидам со стороны окружающих, но и с неспособностью их самих не только активно участвовать в процессе реабилитации, но и обсуждать свои проблемы. Она привела такой показательный пример: специалисты «Зеркала» задумали провести ряд занятий по кинотерапии в Набережночелнинском центре реабилитации инвалидов «Изгелек», приготовили для просмотра фильмы о людях «на группе». Но реабилитанты оказались не готовы к такой форме общения – они просто-напросто ушли, не досидев до конца. По словам Нины Ислановой, работать с детьми-инвалидами гораздо проще, чем со взрослыми: они меньше фокусируются на своих физических недостатках, легче вливаются в среду здоровых сверстников. В рамках грантового проекта, как раз нацеленного на формирование толерантного отношения общества к детям с инвалидностью, «Зеркало» организовало ряд разноплановых мероприятий. Но самым успешным оказался совместный праздник для ребят с различными физическими недостатками и детей здоровых: вовлеченные в игровую среду, мальчишки и девчонки просто не обращали внимания на то, что кто-то плохо видит, слышит или с трудом передвигается. Значит, надо на это нацеливать детей с самого раннего детства. Организаторы показали участникам круглого стола рекламные «инклюзивные» ролики, рекомендованные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для работы в том числе и с несовершеннолетними.
Но одними роликами ситуацию не исправишь. Чтобы сформировать в обществе толерантное отношение к детям-инвалидам, нужно объединение абсолютно всех ресурсов. Как ни странно, чаще всего необходимо изменить позицию по отношению к таким детям их собственных родителей. Это доказал доклад директора казанского Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Апрель» Натальи Трифоновой. «Практика показывает, что самый травмирующий для мам и пап фактор – просто вытащить своего «особого» ребенка из дома, – отметила она. – С этого мы и начинаем работу – учим, как перестать его стыдиться, потом объясняем, что с их чадами можно многое сделать. Вместе ставим задачи, пытаемся их выполнять». Итог в большинстве случаев оправдывает вложенные усилия. Например, в прошлом году мамы воспитанников центра вышли на улицы Казани в майках с надписью «Я – мать аутичного ребенка». Объясняли заинтересовавшимся прохожим, что это за дети, как нужно с ними общаться, что они так же, как все мальчишки и девчонки, любят играть, узнавать новое. Может, проводилось бы у нас побольше подобных акций – таких детей меньше оставляли в роддомах, чаще принимали в садики и школы? Кстати, тут «Апрелю» тоже есть чем гордиться. Наталья Трифонова показала фото, о которых мечтают специалисты всех реабилитационных центров, – выпуск воспитанников в школы.
Заведующая отделением медико-социальной реабилитации «Астры» Евгения Черкеева сделала в своем докладе акцент на преимуществах комплексного подхода к реабилитации детей-инвалидов. Центр ежегодно обслуживает более 500 ребят из 38 районов респуб¬лики. Провести качественную реабилитацию помогает прекрасное оснащение «Астры», множество современных методик.
– Лечебные учреждения, как правило, не готовы работать с такими пациентами, как наши подопечные: нет ни подходящего оборудования, ни специалистов, – отметила Черкеева, и коллеги с ней согласились. – Применяемый нами комплексный подход дает очень хорошие результаты: у 87 процентов реабилитантов наблюдается улучшение состояния: выправляется речь, восстанавливаются когнитивные возможности, двигательная активность, мелкая моторика, формируются социально-бытовые навыки.
Очень хорошо, что к участию в «круглом столе» привлечены и родители. Одна из мам, Надежда Сорокина, призналась: с 2005 года, когда в Елабуге открылась «Астра», для их семьи началась новая жизнь. Дочка прежде даже голову плохо держала, а теперь передвигается на костылях, пошла в обычную школу.
Выступление Черкеевой вызвало в зале целую волну дискуссий среди специалистов соцучреждений: все очень обеспокоены, что в новом Законе о соцобслуживании населения оказание медицинских услуг предполагается передать лечебным учреждениям. Участники круглого стола бурно обсуждали возможные выходы из создавшейся ситуации. Итог обсуждения: оптимизация все равно будет продолжаться, значит, надо делать ставку на участие в конкурсе на получение госзадания на оказание медицинских услуг. Директор казанского Реабилитационного центра для детей-инвалидов «Здравушка» Маргарита¬ Кипенко озвучила еще одну проблему – нет четких критериев прописывания в ИПР медико-социальных ус¬¬¬¬луг. Она рассказалବ о таком случае: одному ребенку специалисты МСЭК почему-то прописали массаж и ЛФК, другому с точно таким же диагнозом – нет. Когда она обратилась к ним за разъяснениями, ответ был таким: да мы просто того ребенка пожалели – в детский сад он не ходит, в школу тоже явно не пойдет. Пусть хоть у вас в центре ЛФК позанимается. А другой ребенок что же, обойдется?
Директор «Астры» Музагир Дакенов предложил всем руководителям реабилитационных центров подготовить свои предложения по совершенствованию работы. После обобщения они будут представлены в Минтрудсоцзащиты РТ.
Вторую часть круглого стола составили обучающие семинары. Один из них был посвящен такой важной теме, как коммуникация, и провела его логопед центра «Апрель» Жанна Антонова. Она подробно рассказала и показала на примерах, как установить контакт с ребенком, который не говорит и, кажется, ни на что не реагирует, как выстроить с ним дальнейшую работу, как стимулировать к общению. На показанных фрагментах видео было ясно видно, как у таких «особых» детей идет закрепление рефлекса. Вот девочка Аня, ей 6 лет, не ходит, не говорит, но на музыку реагирует. От родителей Жанна Антонова заранее узнала, что у нее есть любимая песня, и она ее включала каждый раз, когда ребенок произносил требуемые звуки. Вот девочка Настя, у нее эпилепсия, первое время в центре она исключительно плакала – или ей было некомфортно, или взрослые не могли понять, что ей нужно. Заниматься согласилась только в положении лежа. Сейчас она уже хорошо знает части тела, узнает родителей и сотрудников. Жанна Антонова показала, как можно наладить коммуникацию с такими сложными детьми с помощью подручных средств – например, пищащих игрушек, различных карточек.
Другой семинар – о формах и методах работы с детьми-инвалидами в лекотеке, провела психолог «Зеркала» Ирина Чигарова. Она рассказала, как именно нужно играть с такими «особыми» детьми. В зависимости от ситуации это может быть самостоятельная игра ребенка, за которой специалист и родители наблюдают со стороны, попутно диагностируя его состояние, а может быть игра специально срежиссированная – если нужно, например, отработать какие-то навыки самообслуживания, определить функциональные нарушения и возможности. Психолог «Зеркала» Ирина Васильева рассказала о формах и методах социальной анимации с детьми-инвалидами, специальный педагог центра «Апрель» Резеда Ханнанова – о подготовке детей-аутистов к школе, психологи «Зеркала» Альбина Мутыгуллина и Людмила Раимова – о применении пальчиковой гимнастики и технологии «парковый ритрит».
Участники круглого стола были единодушны: такие мероприятия значительно расширяют горизонты знаний и умений, стимулируют использование эффективных реабилитационных технологий. Ведь именно от качества и доступности социальных услуг во многом зависит интеграция детей-инвалидов в общество.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ