Детский телефон доверия: не бойся, звони!

Во всем мире 17 мая – это Международный день детского телефона доверия. У нас в стране эта дата в календаре отмечается начиная с 2009 года. Что касается нашей республики, то 15 января 2013 года в Республиканском центре социально-психологической помощи населению «Зеркало» была открыта Служба телефона доверия, подключенного к общероссийской линии Детского телефона доверия.

Этот единый общероссийский номер 8 800 2000 122 введен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации. При звонке на этот номер в любом населенном пункте нашей страны со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь. 
Конечно, очень важно, чтобы этот номер знали и дети, и все заинтересованные граждане, а также были в курсе, как же им пользоваться в случае необходимости. Поэтому в рамках Международного дня детского телефона доверия в учреждениях социального обслуживания населения республики проводится множество мероприятий, способствующих популяризации работы этой важной службы.
Например, специалисты отделения социальной помощи семьи и детям Лениногорского КЦСОН «Исток-Башлангыч» для жителей города провели уличную промоакцию. Ее цель – донесение информации о телефоне доверия до населения, особенно детского. Кроме того, для 15 родителей и их детей из семей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, в актовом зале центра прошла встреча «Помочь ребенку – помочь себе», направленная на профилактику насилия в семьях.
В Казани выбрали тоже интересную и современную форму – интерактивную беседу. Ее с несовершеннолетними детьми, проживающими в Вахитовском районе, провели специалисты отделения социальной помощи семье и детям Казанского центра социального обслуживания населения. В результате просмотра мини-презентации «Что такое и для чего телефон доверия» ребята узнали о том, с какими вопросами можно обратиться к специалистам этой службы.
В Нижнекамском территориальном центре социальной помощи семье и детям «Веста» на информационные занятия «Телефон доверия» пригласили 82 ребенка из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей. В ходе встречи среди несовершеннолетних провели анкетирование, чтобы выявить, что они предпринимают в случае возникновения проблем и что знают о детском телефоне доверия. Анализ ответов показал, что в трудных ситуациях треть опрошенных ребят предпочитают действовать сами, не прибегая к помощи взрослых. Треть опрашиваемых предпочтет позвонить на телефон доверия. Оставшаяся часть прошедших анкетирование детей поделятся своими проблемами и переживаниями со взрослыми, чаще с мамами. В вопросе, когда бы подросток, скорее всего, воспользовался возможностью позвонить на телефон доверия, большинство детей ответили – если бы преследовали и угрожали подростки старше. На прощание всем участникам вручили карточки-визитки с номером единого бесплатного телефона доверия.
В Менделеевском КЦСОН «Берег Надежды» психолог отделения социальной помощи семье и детям Наталья Маснавиева совместно со специалистом по социальной работе Марией Александровой провели в школе №4 классные часы под девизом: «Скажи «Да!» телефону доверия» с 50 подростками. Дети проявили большой интерес к информации, которую они в этот день услышали, принимали активное участие в упражнениях, дискутировали, задавали вопросы, в занимательной форме обсуждали способы преодоления негативных убеждений. Думается, что дома, полистав розданные им полезные буклеты, подростки еще раз закрепят полученные новые знания.
Акцию, посвященную 17 мая, организовали и сотрудники Арского КЦСОН «Центр милосердия».
– Ребенок не всегда готов поделиться своим горем с близкими, – говорит психолог отделения социальной помощи семье и детям Инна Нурмиева. – Я беседовала с подростками о том, что не нужно в одиночку переживать тоску, обиду, насилие, нельзя держать свои страхи в себе. Есть служба, в которой их выслушают и обязательно помогут. Нужно только позвонить. При общении по телефону можно рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь при этом «инкогнито».
В акции, которая еще продолжается, на сегодня приняли участие 63 учащихся 5-6 классов школы №2 в райцентре, а также 40 учащихся 5-9 классов Качелинской школы.
Хорошо, что на местах ведется такая большая предметная работа. Ведь сейчас уже никому не надо доказывать, насколько актуальна служба детского телефона доверия. Надо объяснять детям и подросткам, что в звонке на этот телефон нет ничего предосудительного. У каждого человека иногда случаются проблемы. А набрав этот 11-значный номер, можно получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в том, что происходит, в спокойной обстановке, в разговоре с доброжелательным человеком. На телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Помощь эта всегда анонимна. Позвонивший может не сообщать свое имя, адрес, другие данные. Обратиться можно в любое время суток, принимаются звонки как с домашних, так и с мобильных телефонов.
Дилара ВАФИНА
 

 

Нина ИСЛАНОВА, директор Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало»:
Единый детский телефон доверия – прежде всего, один из эффективных механизмов раннего выявления случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами ребенка. Современные службы детского телефона доверия являются не просто службами психологической помощи, которые помогают ребенку справиться с его внутренними проблемами, а еще и инструментом раннего выявления случаев нарушений прав ребенка, социальным институтом, защищающим права детей.
Сегодня в республике в сети Министерства труда, занятости и социальной защиты и Министерства молодежи и спорта РТ действует 5 таких телефонов. Ежедневно поступает примерно 80 звонков, за первый квартал зафиксировано около 15 тысяч телефонных обращений.
Очень важен уровень подготовки специалистов, которые работают в этой службе. У нас в центре в течение двух месяцев под руководством наших специалистов проходили практику именно на детском телефоне доверия 11 студентов психологического факультета КФУ. Они получили соответствующие сертификаты. Что отрадно: четверо из них приняли решение работать на телефоне доверия как волонтеры.
 

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Интересна история возникновения телефона доверия. Первый такой телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится все время нарастающая лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Из этой истории использования телефона для доступной помощи одних людей другим вскоре родилось всемирное движение людей, оказывающих эту поддержку. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.