Кому помогает метод альтернативной коммуникации?

№ 31 от 17 августа 2017 года

Чтобы работать эффективно, не обойтись без использования передового опыта, новых наработок. Особенно, когда дело касается такой сложной сферы, как соцобслуживание наиболее уязвимых категорий населения – пожилых людей, инвалидов, детей из проблемных семей. Поэтому Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ всегда делает акцент на внедрение инновационных технологий. Как работают в этом направлении реабилитационные центры для детей-инвалидов?

В Елабужском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Астра» уже несколько лет успешно используют инновационную программу «MOVE», предназначенную для обучения детей и взрослых с физическими нарушениями и особыми нуждами функциональной активности. Ежегодно в учреждении проходят курс восстановления более 600 ребят с заболеваниями опорно-двигательной системы, нарушениями психики, слуха и зрения. И в итоге у более чем 80 процентов из них наблюдается положительная динамика. Во многом это стало возможным именно благодаря активному использованию инновационных социальных технологий. 
Заведующая отделением медицинской реабилитации «Астры» Евгения Черкеева в числе лучших специалистов отрасли по итогам пилотного проекта стажировались в Лондонском научно-методическом центре. Она рассказывает: «Элементы программы «MOVE» зарекомендовали себя хорошо. Теперь я, например, не жду, когда дети с тяжелым ДЦП наберутся сил в положении лежа, а сразу пытаюсь поставить вертикально. Так экономится время, которое можно использовать для обучения ребенка дополнительным навыкам. Кроме того, «МOVE» позволяет развить и закрепить навыки в течение обычного распорядка дня, что в дальнейшем становится образом жизни ребенка».
На сегодняшний день в программе участвуют около 30 детей в возрасте от 3 до 12 лет из разных городов республики. Для тех, кто не может регулярно приезжать в центр для проведения оценки, организованы консультации по видеосвязи в режиме он-лайн, а также посредством социальных сетей. По словам директора «Астры» Музакира Дакенова, одно из преимуществ программы в том, что она не требует дорогостоящего и специализированного материально-технического оснащения. А ведение специальной документации дает возможность анализировать полученные результаты и при необходимости корректировать дальнейший процесс обучения. Основательно документально подтверждать весь процесс реабилитации – снимать все на фото, видео Евгения Черкеева тоже обучилась в Лондоне. По мнению специалистов центра, польза от такого подхода огромная – он позволяет визуализировать даже небольшие положительные изменения в состоянии ребенка, а это вселяет веру в успех реабилитации у родителей, сотрудников и в самих детей.
Большое внимание внедрению прогрессивных методик работы уделяют в Казанском реабилитационном центре «Апрель». Здесь используют любую возможность, чтобы обучить своих сотрудников в передовых клиниках США, Франции, Англии, Москвы и Санкт-Петербурга. «Нам часто приходится работать с неговорящими детьми, и мы знаем, что не все ребята научатся пользоваться речью, – говорит специалист по коммуникации центра Жанна Антонова. – В связи с этим услуга в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, является наиболее актуальной. Большую отдачу видим от метода дополнительной альтернативной коммуникации, помогающего детям с серьезными проблемами в развитии речи выразить себя и лучше понимать происходящее. Около 70 процентов детей, посещающих наш центр, не начали говорить вовремя. И тут не обойтись без формальных систем коммуникации и устройств, использования жестового языка, специальных досок для коммуникации или речевых устройств».
Такие устройства, а также «говорящие» кнопки «Апрель» приобрел в ходе реализации проекта «Счастье быть частью», софинансируемого Фондом поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Хорошо зарекомендовала себя и методика «Макатон» – языковая программа, благодаря которой люди с коммуникативными трудностями могут общаться с помощью символов, жестов и звучащей речи. Так, она стала настоящим спасением для семьи 5-летнего Андрея – у него ДЦП. До овладения «Макатоном» мальчик не мог объяснить близким, чего хочет, и часто сердился и досадовал из-за этого. А сейчас его все понимают!
В Арском реабилитационном центре «Исток надежды» реализуют проект «Служба Монтесори-терапии», который стал победителем конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На полученные 1 миллион 248 тысяч рублей закуплены кабинет «Монтессори-терапии», монтессори-материалы, проведен республиканский семинар для директоров и специалистов реабилитационных центров для детей-инвалидов. По словам воспитателя Гузалии Мухаметшиной, главный принцип этой инновации в том, чтобы создать для каждого ребенка оптимальную среду для обучения. Она знакомит маленьких реабилитантов с геометрическими телами, учит нанизывать мелкие предметы, включает в себя упражнения с прищепками, цветными табличками, рамками с застежками – все это помогает развить мелкую моторику рук, память, закрепить знания в практической жизни, готовит детей к тому, чтобы в дальнейшем научиться писать и считать. Хороший эффект дают игры с сыпучими материалами – они тонизируют речевые отделы головного мозга, обогащают сенсорный опыт ребенка. В результате активизируется тактильное и чувственное восприятие, развивается мелкая моторика пальцев рук. Вот и у 7-летнего Ильяса удалось значительно развить реабилитационный потенциал. У мальчика задержка психического развития, плохая координация движений. Сейчас он под руководством воспитателя изучает цифры – учится соотносить количество деревянных палочек с символами, пытается пользоваться ложкой. Он уже научился писать свое имя, фамилию, завязывать узелки.
В Бугульминском реабилитационном центре «Возрождение» успешно применяют агротерапию. На приусадебном участке учреждения есть две теплицы, которые закуплены на гранты конкурсов социальных проектов. Там маленькие реабилитанты под руководством инструктора по труду Татьяны Шакирзяновой выращивают рассаду, овощи. Еще с большим энтузиазмом обустраивают на территории цветники. По словам директора Елены Старостиной, новые навыки для ребят оказываются совсем не лишними, кроме того, они помогают развить двигательную моторику, наладить отношения в коллективе, улучшают настроение. Взять хотя бы 14-летнего Максима: поначалу он и слышать не хотел о том, чтобы поработать на грядках. Благодаря грамотно поставленной работе специалистов новое дело ему понравилось. Товарищи во всем ему помогали, объясняли всю технологию, в итоге прежде нелюдимый подросток очень с ними подружился, стал более самостоятельным, активно интересуется окружающим миром. Сейчас реабилитацию в центре проходят 33 ребенка, все школьного возраста. И каждый непременно занят работой на грядках и цветниках. По наблюдениям специалистов, это самым благотворным образом сказывается на их психологическом состоянии.
В Бавлинском реабилитационном центре «Шатлык» видят хорошую отдачу от использования пескотерапии. По словам психолога Натальи Наклеевской, практически у каждого маленького реабилитанта повышенная тревожность, проблемы с адаптацией в социуме, общением с окружающими. На выделенные Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ средства в прошлом году приобрели стол для песочной терапии. «Теперь я активно дополняю занятия сказко- и театро- пескотерапией, – рассказывает психолог. – К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Например, кто-то может на данном этапе реабилитации лишь засыпать игрушку песком, а потом откопать, а с кем-то мы разыгрываем сценки, проговариваем травмирующие ситуации». Особенно востребована пескотерапия у реабилитантов с расстройством аутистического спектра: позволяет быстрее успокоиться, идти на контакт. Например, 6-летний Артем был настолько гиперактивным мальчиком, что поначалу совершенно ничего не воспринимал на занятиях, был склонен к агрессии. Строить замки, рисовать на песке ему понравилось. Примерно к пятому занятию стал спокойнее, доброжелательнее, начал общаться с помощью карточек пекс – это тоже вид альтернативной коммуникации.
В Кукморском реабилитационном центре «Милосердие» уделяют большое внимание арттерапевтическим методикам, обучению реабилитантов навыкам полезного досуга. Грант, полученный в одном из конкурсов «Общественная инициатива», позволил внедрить такую инновацию, как изготовление топиариев. Так называются небольшие интерьерные деревца, которые служат для украшения дома и символизируют достаток и благополучие. Специально для этого в центре создали творческую мастерскую, в которой азы очень увлекательного нового дела осваивают не только дети-инвалиды, но и их родители. Кроме того, под руководством трудотерапевта Асии Борковских они постигают основы свит-дизайна – делают букеты... из конфет. «Материальный достаток у семей, с которыми мы работаем, как правило, невелик, поэтому очень важно, что при реализации поделок у них появилась возможность зарабатывать, – рассказывает директор центра Рамзия Юртаева. – Тем более, что сегодня эти виды творчества необыкновенно популярны». Все необходимые материалы – гофрированная бумага, органза, сизаль, клей, нитки, цветочные горшки, пенопласт были поначалу закуплены на средства гранта. Сейчас пополнить их запасы помогает участие в благотворительных ярмарках-продажах. Многие индивидуальные предприниматели берут их продукцию на реализацию – она сделана очень качественно, и цены приемлемые. Покупатели тоже приходят, тут же делают следующие заказы, приводят других заказчиков. Такая востребованность своего труда воспитанников, конечно, очень воодушевляет и заставляет учиться новому: они точно знают, что, покинув стены центра, без заработка не останутся. В последнее время под руководством Асии Борковских реабилитанты центра начали заниматься еще и лоскутным шитьем. Хотя получается, конечно, не сразу, реабилитационный эффект у каждого налицо: улучшается настроение, развивается мелкая моторика рук, внимание, воображение. Кое-то из старших ребят уже подумывает о том, чтобы сделать в дальнейшем это занятие своей профессией.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ