Социальные услуги: повышение качества жизни

№ 32 от 24 августа 2017 года

Социальное обслуживание на дому сегодня – очень востребованная услуга. Ведь судьбы людей складываются по-разному, и может случиться так, что человеку в определенный момент уже не справиться самостоятельно, и вот тогда на помощь приходит социальный работник. 

– В Лениногорском КЦСОН «Исток-Башлангыч» на надомном социальном обслуживании находятся 290 граждан пожилого возраста и инвалидов, – рассказывает директор учреждения Елена Ахмеджанова. – Они получают такие виды услуг, как социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые. Между обслуживаемым и нашим центром заключается договор, где все досконально расписывается: таким образом обеспечивается адресный подход с учетом индивидуальных потребностей граждан. А ведь эффективно оказанная необходимая помощь повышает качество жизни пожилого человека или инвалида и продлевает его жизнь. 
Руководитель приводит несколько примеров из опыта работы. Так, в августе 2011 года поступило обращение из учреждения здравоохранения в интересах гражданки Cветланы Носовой (здесь и далее имена и фамилии обслуживаемых изменены), проживающей в Лениногорске. Эта одинокая женщина являлась инвалидом 2 группы. На момент выхода специалистов комплексного центра соцобслуживания к ней по месту жительства ситуация была усугублена потерей мужа. Вдова находилась в состоянии психологического дискомфорта, и ввиду инвалидности никуда не могла выйти, передвигалась только в своем жилом помещении. В квартире визитеры застали неприглядную картину: здесь царили жуткие антисанитарные условия (у женщины было шесть кошек!), явно требовался ремонт. Словом, Носова оказалась в ситуации, когда рассчитывать только на собственные силы было бы опрометчиво.
– Наши специалисты оказали этой женщине срочную психологическую помощь, определили способы преодоления трудной жизненной ситуации, – рассказывает Елена Ахмеджанова. – На сегодняшний день при постоянной помощи социального работника и грамотно выстроенных расходах семейного бюджета у Светланы Носовой полностью налажен быт. В квартире созданы комфортные и безопасные условия жизни: сделан косметический ремонт в кухне и зале, заменены окна, входная и межкомнатная двери, обновлена мебель, установлена новая сантехника – унитаз, ванна, краны. также приобретены постельные принадлежности, вещи личного пользования, бытовая техника – телевизор, стиральная машина «Малютка». Мы также оказали женщине содействие в госпитализации в лечебное учреждение. Сейчас она получает услуги на условиях частичной оплаты. К ней постоянно наведываются социальный и медицинский работники отделения надомного социального обслуживания.
Другой пример: в июле 2015 года в связи обращением родной сестры был принят на надомное обслуживание одиноко проживающий инвалид 1 группы Илья Измаилов. Специалисты центра «Исток-Башлангыч» тоже застали его в очень плохом психологическом состоянии – из-за потери здоровья он совсем потерял интерес к жизни. Особенно угнетало его то, что он был не в состоянии нормально передвигаться: мужчина мог только пересесть из кровати на стул и обратно. Словом, он оказался в ситуации, из которой не мог выбраться самостоятельно.
– Конечно, мы взяли Измаилова на социальное обслуживание, – говорит Елена Ахмеджанова. – С ним очень деликатно и вдумчиво поработал наш психолог. Специалисты отделения надомного социального обслуживания поэтапно и комплексно помогали человеку с ограниченными физическими возможностями решать его проблемы: обеспечили осмотр на дому терапевтом и невропатологом, оказали помощь в получении юридических услуг, приобрели постельные принадлежности, одежду, организовали ремонт газовой колонки. Они помогли своему подопечному систематизировать прием лекарственных препаратов, нормализовали режим приема пищи. Так постепенно состояние здоровья обслуживаемого стабилизировалось, наладился быт. Мы рады, что теперь Илья Измаилов передвигается самостоятельно. Наши специалисты посещают его три раза в неделю, оказывают гарантированные и дополнительные услуги.
Пожилой человек, оставшийся один на один со своими бедами, особенно уязвим. В сентябре 2015 года в центр «Исток-Башлагыч» поступило личное обращение Анисы Зубайдуллиной, одиноко проживающей пенсионерки по возрасту из деревни Федотовка. Комиссия учреждения тут же выехала к заявительнице на предмет обследования материально-бытовых условий проживания. Оказалось, дом отапливается дровами, пищу пожилая женщина готовит на привозном газе. В ходе беседы Аниса Зубайдуллина объяснила, что живет одна: дети обосновались в далеких регионах страны. Справляться с бытовыми проблемами ей с каждым днем все сложней, так как дальше двора она не выходит. Пенсионерку тут же оформили на надомное обслуживание. Как отмечает сама подопечная центра «Исток-Башлангыч», за небольшой промежуток времени ее жизнь полностью преобразилась. Летом 2016 года печное отопление в ее доме демонтировали – теперь жилье отапливается газом, приобрели и установили газовый счетчик, провели частичные ремонтные работы крыши дома – заменили профнастил. Женщине оказали содействие в офор¬млении земельного участка через регистрационную палату: сформирован и подан необходимый пакет документов для этого. Социальный работник посещает подопечную два раза в неделю, пожилой человек получает полный перечень социальных услуг.
– У нас в самом Лениногорске и районе проживает более 26 тысяч пенсионеров, в том числе более 5 тысяч инвалидов. Граждан пожилого возраста, то есть старше 70 лет – 6,5 тысячи человек, из них 2997 – одиноких или одиноко проживающих. Наверняка среди этих людей многие нуждаются в постоянной посторонней помощи, – отмечает Елена Ахмеджанова. – Кто-то из них получает поддержку от родственников, соседей, бывших коллег по работе и просто сердобольных людей. Но такая помощь не носит системный характер, а значит, ее получатель вынужден приспосабливаться, терпеть, соглашаться на предложенное. Мы же оказываем полный пакет услуг, и человек может выбрать то, что ему действительно необходимо. Если пожилому гражданину, человеку с ограниченными физическими возможностями тяжело самостоятельно сходить в магазин, аптеку, убраться в доме, приготовить пищу или имеются другие бытовые или медицинские проблемы, наше государственное учреждение может на условиях временного или постоянного обслуживания оказать своевременную квалифицированную помощь.
Дилара ВАФИНА