Инновации дают впечатляющие результаты

№ 13 от 12 апреля 2019 года


Конкурсы социальных проектов давно зарекомендовали себя как стимул к разработке и внедрению различных инноваций: выделяемые гранты дают возможность претворить в жизнь интересные начинания, привлечь к совместной работе новых социальных партнеров. Это особенно важно, когда дело касается такой сложной сферы, как социальное обслуживание детей-инвалидов. Поэтому подведомственные Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ учреждения, которые работают с этой непростой категорией, – реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями – активно используют возможность получить дополнительную материальную подпитку на внедрение современных технологий.

Лаишевский реабилитационный центр стал грантополучателем последнего Республиканского конкурса «Общественная инициатива»: проект «Мой ориентир» посвящен профориентационной работе со старшими воспитанниками. Его основным партнером стал районный центр занятости населения. На полученные грантовые средства приобрели психологические программы по профориентации, что позволило значительно активизировать работу в этом направлении. «Главные задачи проекта – это оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию детей-инвалидов, – рассказывает директор Наталья Сурулева. – Мы рассчитывали, что в ходе его реализации у наших подопечных сформируется положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии и, конечно, расширятся представления о современном рынке профессий. Наши реабилитанты – это дети с особыми потребностями, им трудно социализироваться, нарушена эмоционально-волевая сфера, есть проблемы во взаимоотношениях с окружающими, с выбором образовательного и профессионального «маршрутов». Разработанные в рамках проекта мероприятия для них очень важны».
Центральным разделом рабочего плана являются групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Каждый месяц их посещают примерно 20 реабилитантов центра в возрасте от 14 лет. По словам психолога Елены Кузнецовой, знакомство детей-инвалидов с миром профессий посредством игр, практических занятий позволяет скорректировать и развить их поведенческие, эмоциональные и речевые качества, а также провести психолого-педагогическую диагностику для определения «трудового прогноза». Чтобы дети могли познакомиться с профессиями, что называется, наощупь, в план включили профессиональные пробы: ребята постигают основы кулинарного мастерства на базе местного технико-экономического техникума. Уже прошли занятия по фигурной нарезке овощей и фруктов, мастер-класс по приготовлению пиццы. Еще одно провели победители конкурса «Абилимпикс» – Анастасия Шастина, занявшая 1 место в региональном конкурсе и 1 место в национальном чемпионате в компетенции «Предпринимательство», и Дмитрий Григорьев, взявший «серебро» в региональном конкурсе в компетенции «Ресторанный сервис». Они научили ребят праздничной сервировке стола, показали, как красиво складывать салфетки. По словам социального педагога Татьяны Сагитовой, эти занятия произвели большое впечатление на реабилитантов – они не только овладели новыми навыками, но и получили мощный стимул к получению востребованных профессий.
Важной частью проекта стали экскурсии на предприятия, которые позволяют ребятам увидеть своими глазами производство, пообщаться с рабочими, узнать, где можно освоить ту или иную профессию. Они побывали на «Фабрике заготовок», в Егорьевских теплицах.
Профориентационный проект Бугульминского реабилитационного центра «Возрождение» красноречиво назван «Пуговка» – он вошел в число победителей того же конкурса «Общественная инициатива-2018». К очень важной для детей-инвалидов теме профориентации и получения конкретных трудовых навыков разработчики подошли с другой стороны – благодаря гранту организовали в учреждении швейную мастерскую. «Каждый год реабилитацию в нашем учреждении проходят примерно 350 детей и подростков с ограниченными возможностями, более 60 процентов имеют двигательную патологию, 30 процентов находятся на домашнем обучении, – говорит директор Елена Старостина. – Мы провели среди воспитанников анкетирование, чтобы выявить их профессиональные интересы. Оказалось, большая часть респондентов хотела бы научиться шить несложные вещи и выполнять мелкий ремонт одежды». Предполагалось, что созданная специалистами социально-поддерживающая среда будет способствовать обеспечению занятости детей в свободное время, формированию трудовых и начальных профессиональных навыков, они выработают умения и привычки, необходимые для работы на швейном оборудовании. Одновременно выявятся актуальные и потенциальные способности воспитанников, что послужит более эффективной социально-трудовой реабилитации. Подключили к реализации проекта партнеров. Так, специалисты центра занятости проводят диагностику, информируют ребят о рынке труда, «Бугульминская швейная фабрика» сопровождает процесс обучения материально, сами занятия на базе центра проводят педагоги Дворца школьников, а участие в выставках и ярмарках муниципального уровня запланировано в стенах Литературно-мемориального музея Я. Гашека.
Приобрели вышивальную и швейную машину, гладильную доску, стеллаж со столом. Состоялось несколько мастер-классов для воспитанников и их родителей. Ежемесячно в музее Я. Гашека проходят творческие выставки, которые очень стимулируют интерес ребят к новому занятию. Некоторые уже твердо решили стать портными – как, например, 16-летняя Валя К. У девушки ДЦП, она передвигается на инвалидной коляске. Первое время вела себя на занятиях скованно, неуверенно, но постепенно увлеклась сама, привлекла к совместной работе маму. Получается у Вали все лучше и лучше. Она стала уверенней в себе, освоила несколько швейных операций, запросто строчит прихватки и фартуки. Большой плюс еще и в том, что улучшился психологический климат в семье.
Проект Арского реабилитационного центра «Исток надежды» «Окно в мир познаний» получил финансирование конкурса ОАО «РИТЭК». Благодаря гранту удалось внедрить в работу интерактивные реабилитационные методики.
– Среди особенностей наших воспитанников – снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации, – отмечает руководитель проекта, замдиректора Наталия Сергеева. – И это на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности. Благодаря проекту мы получили универсальный инструмент, позволяющий любому специалисту организовать реабилитационный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, – приобрели интерактивную доску. Ее применение сделало занятия более привлекательными и захватывающими».
Эту доску в центре используют повсеместно – при ознакомлении с окружающим миром, развитии речи, интегрированных занятиях, занятиях по музыкотерапии. По словам педагога-психолога Миляуши Хамитовой, применение мультимедийных технологий – графики, цвета, звука, видеоматериалов – позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в эти программы, дают импульс познавательной активности детей и усиливают эффективность реабилитации.
– Еще одно преимущество использования интерактивной доски – в возможности совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия, – рассказывает Миляуша Хамитова. – Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно.
Интерактивную доску в центре активно применяют на развивающих занятиях – например, так ребята познают времена года, изучают буквы и цифры, – на логопедических, арттерапевтических занятиях. Ее используют при проведении мастер-классов, танце-, музыко-, звукотерапевтических мероприятий. Выяснилось, что новая технология хорошо сочетается с использованием такого реабилитационного инструмента, как «Саундбим». Взять хотя бы 9-летнего Азата М.: у мальчика задержка психического развития, он плохо ходит, почти не говорит. Благодаря интерактивной доске начал лучше ориентироваться в пространстве, эмоционально откликаться на происходящее, ему нравится, когда занятия на «Саундбиме» сопровождаются изображением картин природы.
В Кукморском реабилитационном центре «Милосердие» благодаря гранту конкурса ОАО «РИТЭК» маленькие реабилитанты будут осваивать азы ландшафтного дизайна – проект «Маленький Петергоф» предусматривает создание на территории учреждения комфортной для ребят с особыми потребностями зоны, где они будут проходить социально-бытовую реабилитацию. «У нашего центра есть приусадебный участок, где под руководством трудотерапевта воспитанники ухаживают за клумбами, помогают красиво расположить садовые фигуры, в том числе и те, которые сами делают на занятиях из подручного материала, – рассказывает директор Роза Фазлеева. – Благодаря победе в конкурсе эта работа получит новый импульс: на 200 тысяч рублей закупим материалы для строительства альпийских горок, скамейки, светильники, качели, беседки и даже искусственный водоем. Все это позволит полностью преобразить облик территории».
К посильным работам привлекли и самих воспитанников, и их здоровых сверстников-волонтеров. Они вместе с профессиональным дизайнером разрабатывали план зон озеленения, под руководством трудотерапевта высадили рассаду. По мнению разработчиков, такая терапия средой будет способствовать успешной социализации маленьких реабилитантов, поможет развить их творческие и коммуникативные способности, научит азам ландшафтного дизайна.
Реабилитация детей-инвалидов – сложный, многогранный процесс. Использование инноваций позволяет специалистам реабилитационных центров более эффективно работать, добиваться более впечатляющих результатов.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ