Главное – конкретные результаты

№ 5 от 11 февраля 2022 года 


Отделения социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения республики – очень важные и нужные подразделения. Применяя в своей работе программный подход, используя клубную деятельность, они добиваются впечатляющих результатов при решении поставленных перед ними задач.
В Балтасинском КЦСОН «Наз» вот уже четвертый год действует клуб для детей-инвалидов «Вместе веселее». Занятия на базе местной общеобразовательной школы здесь ведут социальные педагоги отделения социальной помощи семье и детям Гульшат Салахова и Олеся Хамидуллина. Клуб объединяет детей, которые находятся на инклюзивном обучении. 
– Наше основное направление – реализации различных арттерапевтических технологий, – рассказывает Гульшат Салахова. – Хорошую отдачу видим, например, от пластилиновой живописи, изготовления цветов из нейлона, работы с солью, цветными мелками. Еще используем цветную бумагу, природные материалы, соленое тесто, нитки, бисер. Участники кружка – это дети с умственной отсталостью младшего и среднего школьного возраста. Творческие занятия помогают им развить мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Ребята начинают проявлять себя в школьных творческих выставках, это сильно повышает их уверенность в себе.
У младших большой популярностью пользуется работа с солью. Начинается все с того, что кружковцы под руководством соцпедагогов готовят своеобразные «краски»: смешивают соль с цветными мелками, раскладывают в баночки по цветам. Затем «рисуют»: выкладывают в прозрачных сосудах любые понравившиеся им цветовые комбинации и узоры. 
«Такой быстрый результат ребят неизменно сильно впечатляет, они очень радуются своим ярким работам, – отмечает Гульшат Салахова. – Оздоровительный эффект дает и сама работа с солью, тем более, что посещать галокамеры получается далеко не у всех». 
Примеров того, насколько благотворно сказывается на «особых» школьниках использование этой технологии, достаточно. Взять хотя бы 12-летнего Алмаза – первое время он был настроен по отношению к окружающим агрессивно, не всегда хотел что-то делать на занятиях. А вот рисовать солью ему понравилось сразу, он успокаивается, мало-помалу становится все более усидчивым и общительным. 8-летней Дине больше по душе пришлась пластилиновая живопись. Суть этой технологии – создание объемных рисунков. Берутся самые обычные шприцы без игл, пластилин разводится горячей водой, размягчается и выдавливается на картонную основу. Так ребята «рисуют» пейзажи, зверушек, цветы – что захотят, развивая мелкую моторику рук, оттачивая точность и координацию движений. Дине, например, эта технология помогла выучить геометрические фигуры, цвета. Апатичная девочка с плохой памятью поначалу не могла концентрировать внимание, специалистам приходилось показывать ей реальные предметы – например, зеленую траву, красную рябину за окном: только так девочка могла понять, что нужно рисовать. Сейчас Дина уже может работать без «подсказок», правильно выбирает цвета, стала более усидчивой.
В отделении социальной помощи семье и детям Ар­ского КЦСОН «Центр милосердия» действует клуб для подростков, которые вступили в конфликт с законом. Он называется «В гармонии с миром и с собой». Специалисты работают по программе «Новый шаг». 
– Наша главная задача – предупреждение рецидивной преступности, создание условий для развития личности несовершеннолетних, профилактика и коррекция их дезадаптации в обществе и самое главное – принятие ими ответственности за свою жизнь, – рассказывает руководитель клуба, психолог Наталья Гусева. – Групповые занятия проходят два раза в месяц. В программу включили мероприятия в сенсорной комнате, беседы на такие темы, как «Мы в ответе за свои поступки», «Какие бывают конфликты и как их разрешить», «Учимся принимать правильные решения», просмотр фильмов с последующим обсуждением, оформление плакатов, встречи с представителями РОВД и ЦРБ, профориентационные тестирования. 
По мере необходимости используют и формы индивидуальных занятий: многие подростки стесняются говорить о личном в окружении сверстников, поначалу им проще раскрыться наедине с психологом. По словам завотделением Нурсии Давлетшиной, все ребята из проблемных семей. Четверо попались на краже. В свои 12-13 лет многие уже прошли, что называется, «огонь и воду», главное в работе с ними – выйти на определенный уровень доверия, правильно организовать адресную работу. Ведь среди них есть и «матерые» правонарушители, и ребята ведомые, которые запутались в жизни, а помощи от близких людей ждать не приходится. Взять, например, 12-летнего Тимерхана – он из многодетной семьи, мама выпивает, у каждого из детей папы разные, и никого из них на горизонте не видно. Поддавшись влиянию одноклассника, Тимерхан и еще двое ребят сначала решили обворовать заброшенный дом, а потом украли велосипед. 
– Самое большое впечатление на членов клуба обычно оказывают профориентационные мероприятия, ведь на них мы говорим о таких важных, интересующих ребят вещах, как их дальнейшее жизнеустройство, – говорит Наталья Гусева. – Тестирование оказало, что большинство подростков склонны к профессиям типа «человек-техника». Учитывая это, организовали для ребят экскурсию в Арский агропромышленный колледж, где они прошлись по классам и мастерским, поговорили с мастерами и учащимися. Одного подростка удалось трудоустроить через центр занятости населения. Много пищи для размышлений кружковцам дают и встречи с ветеранами, известными в районе людьми труда. 
Сейчас на учете в отделении состоит 14 семей, в которых 38 детей находится в социально опасном положении. В ушедшем году комплексная работа с подростками и их семьями позволила снять с учета 14 семей с 30 детьми, ситуация в которых улучшилась. 
В Азнакаевском КЦСОН «Омет» в 2021 году на базе отделения социальной помощи семье и детям началась работа с людьми с ментальными нарушениями здоровья от 18 до 40 лет. Для этого здесь разработали программу «Свой путь», которую сейчас реализуют с 15 соцобслуживаемыми. 
– Проводим групповые и индивидуальные занятия, – рассказывает специалист по соцработе Фируза Габдрахманова. – В рамках групповой формы работы организуем экскурсии, игры на свежем воздухе, занятия в специально оборудованной комнате для формирования социально-бытовых, пространственных и коммуникативных навыков. Отрабатываем алгоритмы самостоятельной деятельности в соответствии с возрастными и нозологическими особенностями по технологии «Социальное налаживание связей с окружающими». 
По словам замдиректора Регины Ахмадишиной, индивидуальный маршрут включает в себя 3 основных раздела. Первый – это развитие социально-бытовых навыков: уход за собой, своими вещами, пользование предметами обихода, бытовыми приборами, прием пищи, уборка помещения. Второй – отработка коммуникативных навыков: использование адекватных и понятных средств коммуникации во взаимодействии с собеседником, при посещении объектов социальной инфраструктуры, в общественных местах, навыков гостеприимства, заботы о других людях, соблюдение правил и норм поведения в обществе и общественных местах. Не менее важны для получателей соцуслуг и пространственные навыки: ориентирование во времени и пространстве, представление о собственном теле.
Для проведения групповых и индивидуальных занятий в КЦСОН оборудовали специальную комнату. Здесь есть различная бытовая техника, посуда, настольные игры, музыкальная аппаратура, материалы для творчества. «Мы используем арт-терапевтические техники, игро-, танцевально-двигательную терапию, – конкретизирует Фируза Габдрахманова. – Такие занятия позволяют тренировать память, моторику пальцев рук, развивать речь, восприятие окружающего и внутреннего пространства. Большую отдачу видим от игровых зон. Они содержат учебные модули, такие как магазин, аптека, почта, кафе, кухня, театр, транспорт, парикмахерская, жилая комната. Чтобы сделать занятия нагляднее и доступнее для получателей социальных услуг, используем различные игрушки, имеющие отношение к теме предметы – например, упаковки от различных товаров для игры в магазин, «посылки» и конверты для почты». 
Играя в кафе, инвалиды делятся на две группы. Одна – это повара, которые под руководством специалистов делают самые простые салаты и бутерброды, вторая – клиенты: они учатся делать заказы. Состояние здоровья подопечных отделения таково, что подчас им дается с большим трудом даже отработка простейших навыков: многие не умеют считать, не различают цвета, не приучены самостоятельно есть и одеваться. И уж тем более прежде никогда никуда не выходили без сопровождения родных. Только двое из 15 могут худо-бедно одни добраться от дома до КЦСОН. Так же, в игровой форме, с помощью игрушек, карточек участников занятий изо дня учат, как дойти самостоятельно до туалета, где находится комната, в которой они занимаются…  
Используемые технологии дают результаты. Например, 32-летняя Лиана уже начинает сама одеваться, научилась резать хлеб, может, не оглядываясь на маму, дойти до здания центра. 34-летний Ильгиз, прежде болезненно замкнутый, с удовольствием присоединяется к занятиям по танцетерапии, начал улыбаться, глядя на остальных, самостоятельно ест и одевается. 
Специалисты отделения социальной помощи семье и детям Мензелинского КЦСОН разработали программу «Родина начинается с тебя» по патриотическому воспитанию несовершеннолетних через профессиональную ориентацию. 
– Работа в таком взаимодействии способствует развитию патриотизма, формированию нравственных представлений у детей и подростков, получающих социальные услуги, – говорит замдиректора Татьяна Паранина. – Получение квалифицированной помощи в выборе профессии – это важнейший этап в жизни каждого подростка, особенно если он испытывает трудности в социальной адаптации. Специалисты помогают осуществить столь сложный выбор обдуманно, основательно и качественно. Информируем не только о требованиях к той или иной профессии, но и о перспективах. Реализуя эту программу, активно взаимодействуем с учреждениями города, представителями органов власти, предпринимателями. 
Организуют для ребят и экскурсии, например, побывали в пожарной части. Девчонки и мальчишки смогли здесь даже примерить боевую одежду, увидеть пожарные машины с большим арсеналом разных приспособлений для тушения возгораний. А на экскурсии в военкомат военный комиссар района Сергей Владимиров познакомил ребят с военными профессиями, рассказал юношам о правилах постановки на учет, о военной службе по контракту в Вооруженных Силах РФ. В ходе оформления стенда «В единстве народа – великая сила!» ребята знакомились с такими профессиями, как художник-оформитель, дизайнер. На мастер-классе «Георгиевская ленточка своими руками», изготавливая броши, узнали, чем занимаются портной и швея, в ходе трудового десанта «Ветеран живет рядом» осваивали азы таких нужных профессий, как столяр, плотник, маляр, дворник, а, готовясь к конкурсу фотографий «Родные просторы», смогли почувствовать себя в роли фотографа, фоторепортера, фотокорреспондента, фотографа-документалиста. К этой работе специалисты КЦСОН привлекают своих социальных партнеров – «Волонтеров Победы», активистов ветеранского движения, чернобыльцев. По словам Татьяны Параниной, в течение прошлого года было проведено 35 таких мероприятий, в которых приняли участие 136 несовершеннолетних, в том числе 11 онлайн-акций, онлайн-экскурсий, фотоконкурсов, видеопрезентаций. В нынешнем году специалисты центра на основе пре­дыдущей программы будут реализовать новую, она называется «Будущее на прочном фундаменте».
Применяя в своей деятельности различный профессиональный инструментарий, специалисты отделений социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения республики содействуют развитию и укреплению института семьи, ответственного родительства, предоставляют качественные социально-правовые, социально-пси­хологические, социально-педагогические услуги.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ