Чтобы в слове «семья» каждая буква стала заглавной

№ 41 от 11 ноября 2022 года 

 
5-летнюю Аделю К. привезли в Мамадышский социальный приют для детей и подростков «Надежда» прямиком из ЦРБ. Нерадивая мамаша и так не отягощала себя ее воспитанием, а тут так загуляла с собутыльниками, что совсем забыла о существовании малышки и перестала ее забирать из детского сада. Отца у девочки нет. Так Аделя после лечения в больнице оказалась в приюте.
Горе-родительница вспомнила о дочери только через пару недель. Тем временем с новенькой ежедневно работал психолог, в том числе и в сенсорной комнате, она успокоилась, начала общаться с окружающими, посещать творческие кружки, которых в приюте очень много, завела подруг. Пакет документов на лишение матери родительских прав уже был направлен в городской суд. Но специалистам приюта в самый последний момент все-таки удалось до нее достучаться, и женщина наконец-то решила взяться за ум – лечиться от алкогольной зависимости. Процесс восстановления растянулся более чем на полгода. В конце концов она трудоустроилась, навела порядок в доме, рассчиталась с долгами. Все это время Аделя жила в приюте, ее подготовили к школе, научили за собой ухаживать, выполнять самые простые, обычные для детей ее возраста домашние дела – пылесосить и правильно складывать свою одежду, вытирать пыль и убирать за собой посуду. Сейчас девочка живет дома, и у нее есть все, что нужно ребенку ее возраста. 
– Наша задача – оказать максимально возможную помощь оказавшимся в беде семьям, чтобы ни один ребенок на собственном примере не узнал, как это страшно – потерять маму и папу, – говорит директор Мамадышского приюта Айрат Мавлеев. – Главная цель нашей работы – профилактика детской безнадзорности и семейного неблагополучия, восстановление и сохранение семейных связей, оказание комплексной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 
С начала 2022 года в «Надежде» получил стационарные социальные услуги 81 несовершеннолетний. 31 ребенок находился в своих семьях в социально-опасном положении, 42 оказались в трудной жизненной ситуации, 6 остались без попечения родителей, а двое пришли в приют по собственному желанию. В основном, дети поступали по заявлению родителей и по ходатайству органов опеки и попечительства. 
– Чтобы проводить комплексную реабилитацию воспитанников, наши специалисты разрабатывают различные авторские программы – по формированию семейных ценностей, патриотическому и нравственному воспитанию, театральной деятельности с использованием сказкотерапии, безопасному поведению, – рассказывает замдиректора Резеда Сафина. – Трудотерапии отводится основополагающая роль: полученные навыки обязательно пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни, кроме того, совместная работа на свежем воздухе очень успокаивает детей, учит нормально общаться друг с другом, гордиться результатами своего труда. Мы делаем все, чтобы заинтересовать воспитанников, дать им возможность раскрыть свои таланты, все это помогает успешной социализации. 
Поэтому в приюте уделяют так много внимания всему, что может ребят привлечь, постоянно внедряют новые технологии, привлекательные для детей разных возрастов. Например, проводят множество мероприятий по пропаганде ЗОЖ. Для этого разработана отдельная программа. В нее включили дворовые и национальные игры, спортивные соревнования и конкурсы, упражнения, которые помогают начать заботиться о своем организме, сформировать негативное отношение к вредным привычкам. Ребята активно участвуют и занимают призовые места в «Лыжне Татарстана» и «Кроссе нации», занимаются в тренажерном зале в спорткомплексе «Олимп», посещают бассейн, творческие кружки в Центре творчества «Квант» – по робототехнике, рисованию, компьютерной графике, арт-дизайну. Зимой все увлечены лыжами и коньками, летом футболом и баскетболом. По словам директора, все это очень помогает поднять самооценку воспитанников, учит их преодолевать трудности и ставить достижимые цели. И, конечно, нацеливает на выбор будущей профессии, способствует социализации. Взять хотя бы 12-летнего Ильяса Н. – у этого парнишки мама тоже пила, сыном не интересовалась. Ни еды, ни приемлемой одежды. Одноклассники на этой почве над ним издевались, поэтому школу Ильяс посещал редко, сильно отстал в учебе. Был озлоблен на всех, уровень тревожности у него просто зашкаливал. В приюте после долгой работы с психологом Ильяса смогли увлечь футболом, привлекли к участию в приютских состязаниях, к занятиям в спортивной школе. И, как оказалось, попали в точку – пареньку понравилось чувствовать себя победителем. Сейчас Ильяс вернулся в родную семью, ситуацию в которой благодаря помощи сотрудников приюта удалось в корне переломить, о вредных привычках давно забыл – серьезно занимается спортом. 
Мать 10-летнего воспитанника Пестречинского социального приюта для детей и подростков «Шатлык» Коли Н. интересовали только два занятия – выпить и погулять. У выпускницы детского дома абсолютно отсутствовали представления о нормальной семейной жизни. Отца у мальчика нет. Детский сад и школу Коля не посещал, часто оставался дома один – без света и еды. Присматривал за ним пьющий сосед. Когда ребенок оказался в «Шатлыке», до того был озлоблен на всех, что категорически отказывался заниматься чем-нибудь позитивным. Уже успел пристраститься к курению. Никак не мог привыкнуть к мысли, что теперь всегда будет сыт. Успокаивала его разве что работа на приусадебном участке. Для городского мальчика из пьющей семьи все было в диковинку – и грядки, и клумбы, и разные растения. Заметив этот интерес, сотрудники тут же за него ухватились – здесь позовут строить необыкновенной красоты альпийскую горку, тут похвалят за самые ровные бороздки на грядке. Незаметно для себя Коля с помощью сотрудников приюта подтянулся в учебе, стал более опрятным, научился многое делать своими руками. По словам директора приюта Резеды Халиловой, в комплексной реабилитации воспитанников трудотерапии отводится основополагающая роль. Все 11 воспитателей «Шатлыка» ведут кружки – например, по торцеванию, вышивке, изготовлению поделок из соленого теста, оригами, «Кулинарная школа». Эти занятия преображают не только детей, но и родителей, которые мало-помалу начинают радоваться успехам детей, удивляются, что из обычных кусочков бумаги можно сделать такие красивые поделки. Родительский клуб «СемьЯ» действует с самого открытия приюта. Направлений работы множество – занятия по сказкотерапии, кружки, мастер-классы, которые ведут все специалисты «Шатлыка». Главное – все эти мероприятия проводятся совместно с родителями и детьми. «Большинство родственников поначалу чувствуют себя некомфортно – стесняются своего непрезентабельного вида, не знают, как себя вести и с посторонними, и с собственным ребенком, кое-кто даже занимает агрессивную позицию, – объясняет Резеда Халилова. – Но потихоньку все втягиваются: делают скворечники, рисуют, создают разные поделки, участвуют в творческих конкурсах, выставках». 
Вот и 4-летней Маше «СемьЯ» помогла вернуться домой. Ситуация была непростой: ее молодая мама-одиночка запила и загуляла, бросив дочку на бабушку, которая тоже любительница спиртного. Дождавшись, когда женщины протрезвели, специалисты пригласили их в клуб. Обе ершились: с чего это мы будем что-то рисовать и лепить? Но первый же совместный рисунок маму и бабушку настолько вдохновил, что последующих заседаний клуба они уже не пропускали, и месяц за месяцем обстановка в семье нормализовалась. 
В Агрызском социальном приюте для детей и подростков «Ласка» проходят реабилитацию 30 мальчишек и девчонок. Каждый воспитанник – это в том числе целый клубок юридических проблем. Не зря в «Ласке» важной составляющей своей работы считают оказание социально-правовых услуг: помогают в оформлении и восстановлении документов, в получении юридических услуг. Только в течение прошлого года воспитанникам приюта было восстановлено более 300 документов! Среди них свидетельства о рождении, о смерти родителей, паспорта, страховые медицинские полисы... Кто-то благодаря помощи сотрудников стал получать пособие по потере кормильца, кто-то пенсию по инвалидности, кому-то отстояли жилье, дали возможность поступить учиться – одним словом, эти дети получили возможность дальше жить, имея хоть какие-то «тылы». 
Большое внимание уделяют пробуждению интереса к учебе: школьников среди воспитанников примерно половина. Им приходится непросто – слишком отстали они от своих благополучных сверстников, слишком сильны у многих иждивенческие настроения. Исходя из результатов проведенной диагностики, специалисты «Ласки» объясняют нежелание воспитанников учиться слабой мотивацией, низким уровнем способностей к обучению, педагогической запущенностью. Чтобы это преодолеть, в «Ласке» разработали дошкольную образовательную программу «Учимся, играя». Для этого в приюте специально оборудовали комнату: здесь есть компьютер для демонстрации мультимедийных материалов, видео, все учебные и игровые материалы. Это очень помогает ребятам побыстрее адаптироваться к школе. Первое время социальным педагогам «Ласки» приходится ежедневно контролировать, сделали ли они домашние задания, помогать, объяснять, поддерживать. Все до одного становятся постоянными читателями библиотеки приюта. С каждым воспитатели обсуждают прочитанные книги, делают на эти темы различные творческие работы, разгадывают кроссворды, сканворды. Результаты положительные: у воспитанников повышается мотивация к учебе, улучшаются отношение к труду, взаимоотношения со сверстниками. На второй год не остается никто! 
Сотрудники приюта разработали несколько развивающих программ. Например, «Кладовая края», – на этих занятиях и школьники, и малыши знакомятся с традициями, обычаями народов, проживающих в Татарстане, праздниками, народными играми. Программа «Стань лучше» направлена на профилактику детских правонарушений, формирование у ребят позитивных интересов через увлечение спортом, развитие деловых и коллективистских качеств, вовлечение в кружки по интересам.
На радио «Ласковая волна» воспитанники под руководством сотрудников готовят аудиовыпуски, учатся непринужденно общаться в эфире, пользоваться Интернет-ресурсами и компьютерной техникой. А в театральной студии «Рукавичка» ребята сами пишут и разыгрывают пьесы, сценки и показывают их на концертах для младших воспитанников приюта, выезжают в детский сад «Теремок».
Социальные приюты – временное убежище для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конечно, первая задача таких учреждений – «накормить, одеть, подлечить, приласкать» ребенка, но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к учебе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, содействовать в устройстве его дальнейшей судьбы. Благодаря комплексному подходу с привлечением специалистов разного профиля социальным приютам для детей и подростков республики удается решить тот многогранный спектр проблем, с которыми поступает в учреждение ребенок.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ