Дети с особыми потребностями: помогает «Развивайка»

№ 38 от 27 октября 2023 года 


В отделении социальной помощи семье и детям Заинского комплексного центра социального обслуживания населения «Радость» проводятся коррекционно-развивающие занятия и встречи в детско-родительском клубе «Развивайка» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 
На них особое внимание уделяется развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Необходимость организации серьезной работы по эмоциональному развитию детей с инвалидностью обусловлена тем, что у них, как правило, имеются некоторые проблемы в этой сфере. 
В центре создано специальное развивающее пространство, есть галокамера, сенсорная и игровая комнаты, кабинет клубной работы, видеозал. Эти кабинеты задействованы и при проведении занятий по развитию эмоционально-волевой сферы. 
– В сенсорном кабинете продуктивно проходят эмоционально-экспрессивные игры с учетом специфики моторного выражения каждой эмоции, – рассказывает социальный педагог КЦСОН «Радость» Кюнняй Манжурьева. – Дети по заданию специалиста перед зеркалами демонстрируют различные эмоциональные состояния – радость, грусть, страх, удивление, разбирая различные карточки с эмоциями, соотнося фразы и предложения, слушая аудиоматериалы с разным настроением.
В игровой комнате ребятам нравится выполнять различные активности по основной теме.
Игры и упражнения «Услышь музыку и покажи движения с настроением», «Мне весело и радостно», «Мое дождливое настроение», «Когда наступают каникулы», «День рождения», «Зима», «На пляже», «Услышь и покажи …музыку, а мы узнаем» дети выполняют с большим удовольствием. Также им предоставляется возможность свободы в создании эмоциональных игр и их самостоятельной организации. 
В видеозале дети могут посмотреть мультфильмы-игры: «Учим эмоции», «Узнай эмоции», «Эмоции и действия», «Мультик с загадками про животных». Если занятие заканчивается терапевтической сессией в галокамере, то включается музыкальное сопровождение из серии «Веселые и добрые песенки для детей». 
– Находясь в разных кабинетах, выполняя разнообразные задания, упражнения, проявляя себя в новых активных играх, дети могут испытывать разные эмоции, – отмечает Кюнняй Манжурьева. – Вместе с этим идет большая словарная работа. Ведь у большинства отмечается бедный активный словарь, есть и ребятки с тяжелыми нарушениями речи, слуха. Так, слова: «удивился», «рассмеялся», «нахмурился», «насупился», «хохочет», «рассердился» имеют и передают разнообразный эмоциональный окрас. Юные участники занятий учатся понимать такие слова, пользоваться ими в своей активной речи, подбирая к картинкам-эмоциям новые соответствующие слова. При этом часто используются потешки, пестушки, детские стихи; специально создаются ситуации для закрепления новых слов, что очень нравится детям. По возможностям развития детей усложняются формы, приемы, стимульный материал, литературные произведения, применяемые на занятиях.
Социальный педагог рекомендует родителям всегда с эмоциональным окрасом «оречевлять» любую происходящую ситуацию вокруг ребенка. Его должны окружать самые яркие впечатления, события. Только в этом случае можно говорить о полноценном эмоциональном развитии, разноплановом эмоциональном опыте детей с особыми потребностями.