Чемпионский характер

У лыжника Владислава Мухина всякий раз каким-то загадочным образом получался такой кульбит: тренируется на сборах – приходит к финишу третьим-четвертым, а на основных соревнованиях – лидер. Так было на зимних Всемирных играх глухих в 1979 и 1983 годах, когда на дистанции 15 километров он финишировал первым. Видно, это в характере, про таких раньше говорили: долго запрягает, да быстро едет.

Владислав вспоминает: «С лыжами я подружился еще мальчишкой. Защищал в гонках честь школы, потом профучилища № 51, где получил профессию токаря, чуть позже – предприятия «Радиоприбор». На городских и республиканских соревнованиях завоевывал призовые места. Мой тренер Александр Рябов напутствовал: «Наращивай мастерство – добьешься отличных результатов». Как в воду глядел! В то время я уже состоял в татарской организации ВОГ – у меня одно ухо не слышит совсем, а второе – лишь со слуховым аппаратом, постепенно влился в спортивную жизнь общества глухих. На первых же соревнованиях меня заметили, и я вошел в десятку лучших сборной команды неслышащих лыжников СССР». 
Да, покатался Мухин в то время по стране и по Европе – впечатлений на всю жизнь! Сборы проходили то в горах Грузии или Армении, то в Мурманской области – там, где подолгу лежит снег. А зимние Всемирные игры глухих – сейчас они называются Сурдлимпиадой, проходили во Франции и Италии.
Насыщенная спортивная жизнь со временем перетекла в иное русло: Владислав Мухин перешел на тренерскую работу в спортивный клуб «Электрон» завода «Радиоприбор». В годы перестройки решил устроиться в Казанскую школу-интернат для глухих и слабослышащих детей №6 учителем физкультуры, но там оказалась лишь вакансия воспитателя. Согласился! Руководство школы, видя, что ребятишки от Владислава Самуиловича – ни на шаг, оценило его мягкий характер, общительность, усердие, и при первой же возможности перевело его учителем физкультуры и труда.
Естественно, новый физрук решил культивировать в школе для глухих ребят лыжный спорт. И вроде вначале умудрялись заниматься и ездили на соревнования в Пермь и Златоуст. Но потом от этой затеи пришлось отказаться. Дело в том, что тренироваться можно было только после уроков в парке Горького: пока со всем скарбом доедут до парка, потренируются, приезжают назад уже довольно поздно. Так лыжи ушли на второй план. Неслышащим ребятам физрук стал прививать любовь к другим видам спорта: баскетболу, женскому волейболу, мини-футболу. Вячеслав как профессиональный спортсмен моментально внедрялся во все эти дисциплины: чемпионский характер-то всегда при нем! Парни и девушки после нескольких месяцев тренировок на соревнованиях среди воспитанников вспомогательных школ и детских домов-интернатов становились призерами и победителями. Скажем, старшеклассницы-волейболистки стабильно занимали третье место.
Однако воспитательная и тренерская работа протекала не безмятежно. В свое время вышел приказ Министерства образования России: для неслышащих детей целесообразно организовать малокомплектные классы по шесть человек: раньше учеников было вдвое больше. Вроде бы – дело хорошее, преподаватели имеют возможность работать индивидуально с каждым. А вот учителю физкультуры каково? «Шесть человек на две команды не разобьешь, – объясняет Владислав Мухин. – А «межклассовые» тренировки проводить труднее – расписание у всех разное». Но учитель все равно находил выход из положения, а на соревнования отбирал лучших спортсменов из разных классов, которые отстаивали честь родной школы. Результаты неслышащих школьников впечатляли. Например, по мини-футболу в районе занимали первые места, становились победителями и в республиканских соревнованиях. А в прошлом году на Чемпионате России по футзалу, в котором участвовало 20 регионов, сборная Татарстана, в которую вошли и «птенцы» Мухина, заняла почетное шестое место.
Он посмеивается в усы: «Иногда мои ученики, уходя в другие учебные заведения – например, в вечернюю школу №34, Университет управления «ТИСБИ», говорят: все, Владислав Самуилович, распадается теперь команда, спорт в школе сойдет на нет! Где еще найдете таких, как мы? Но, знаете, приходят новые воспитанники, замечательно тренируются! По моим наблюдениям, раньше неслышащие ученики относились к спорту посерьезнее, сейчас – несколько поверхностно, что ли. Но поразительный момент: результативность при этом стала выше! Например, по мини-футболу последние шесть лет у нас стабильное первое место».
Особенным старанием, по мнению учителя, отличаются спортсмены из классов, где у неслышащих детишек есть сопутствующие заболевания: ДЦП, умственная отсталость. Они с огромным желанием занимаются и мини-футболом, и керлингом, и даже вольной борьбой. Владислав Мухин сопровождает их на все соревнования, даже по тем дисциплинам, к которым сам не имеет непосредственного отношения.
– Это грамотный, талантливый педагог, который легко находит с детьми общий язык, – говорит о нем замдиректора по учебно-воспитательной работе школы-интерната Татьяна Черных. – Он с ними хорошо объясняется на языке жестов. Ребята к нему обращаются не только по учебным и спортивным делам, а иногда просто за житейским советом. И он для каждого находит доброе, ободряющее слово, помогает им выбрать в жизни правильные ориентиры.
Как истинный педагог, Владислав Мухин дня не может представить без своих ребят. Мальчишки и девчонки чувствуют это и отвечают ему искренней любовью: и это, наверное, главная награда в жизни спортсмена и учителя.

Владимир ГАРАНИН