Лучшая «реклама» – конкретный пример
№ 13 от 19 апреля 2024 года
Получилось так, что жительница села Нуринер Балтасинского района Залия Гарипова вдруг попала под сокращение и стала безработной. Много лет предпенсионерка проработала бухгалтером, есть и большой опыт, и знания. Но трудоустроиться даже по этой востребованной профессии не получилось – не нужны в деревне работники такого профиля, тем более, в возрасте. А ездить куда-то женщине здоровье не позволяет. Живет она одна, дети давно выросли и разъехались. В районном отделе соцзащиты женщине рассказали о том, что в рамках социального контракта можно открыть собственное дело.
Безработная поразмыслила и решила рискнуть. Посоветовавшись с социальщиками, женщина остановилась на изготовлении полуфубрикатов и выпечки. Гарипова прежде уже готовила что-то для односельчан на заказ, знала, что это направление в районе востребовано. Тем более, что женщина держит скотину, домашнюю птицу – значит, мясо на пельмени и котлеты на стороне покупать не надо. На выделенные 350 тысяч рублей в рамках соцконтракта планирует приобрести автоклав, морозильные камеры, пароковектомат, мощную мясорубку, стеллажи для готовой продукции. Уже приступила к изготовлению национальных десертов, печет хлеб с семечками, делает мясные полуфубрикаты. Односельчане за ее вкусной продукцией в очередь выстраиваются! Таким переменам в своей жизни женщина не нарадуется: бизнес развивается, покупателей хватает, соответственно, есть неплохой постоянный доход.
– В течение прошлого года в районе было заключено 115 соцконтрактов, – рассказывает начальник Балтасинского отдела соцзащиты Алсу Гатиятуллина. – В их числе 73 – на трудоустройство, 32 – на открытие собственного дела в рамках самозанятости, ИП, 3 – на личное подсобное хозяйство. В этом году на начало апреля заключено 32 соцконтракта. Среди них 10 – это ИП, 13 – трудоустройство и один – ЛПХ. С 1 января 2024 года порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта изменился. Теперь не учитывается уровень имущественной обеспеченности граждан, изменился период учета доходов – это три месяца, предшествующих одному месяцу перед месяцем подачи заявления. При определении права на оказание государственной социальной помощи на основании соцконтракта размер среднедушевого дохода семьи сравнивается с величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Татарстан. Кроме того, изменился состав семьи при расчете среднедушевого дохода – учитываются сам заявитель, его супруг или супруга, несовершеннолетние дети заявителя, несовершеннолетние, находящиеся под его опекой (попечительством), а также дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения. При заключении соцконтракта на организацию ИП или ведение ЛПХ обязательным условием стало прохождение тестирования в целях определения уровня предпринимательских компетенций.
По словам консультанта отдела соцзащиты Фирюзы Исхаковой, увеличение суммы субсидии до 350 тысяч рублей позволило людям покупать более дорогостоящее оборудование для развития своего дела, оно будет служить им много лет. Это дает возможность жителям района реализоваться, их мечты становятся реальностью. Поэтому сейчас желающих стать в рамках соцконтракта самозанятыми стало намного больше. Если раньше социальщикам приходилось проводить большую работу по информированию населения об этой форме соцподдержки, то теперь в этом уже нет необходимости: опыт людей, которые благодаря заключению соцконтракта смогли встать на ноги – лучшая реклама. Жители района сами активно подают заявления через портал Госуслуг. Есть, конечно, и такие, которые боятся ответственности, проверок, но те, которые действительно настроены работать, им боятся нечего. «Если ты все делаешь правильно, по закону, правильно оформляешь отчетность, то никакая проверка не страшна. Наша главная задача – с помощью социального контракта вывести семью из бедности, – подчеркивает Фирюза Исхакова. – И для тех, кто действительно стремится улучшить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это».
Взять хотя бы Сюмбель Хуснутдинову из Балтасей – после окончания Казанского колледжа технологии и дизайна, где выучилась на модельера изделий из кожи, молодая женщина вернулась на родину. Пыталась работать продавцом то в одном, то в другом месте, но ее неудержимо тянуло к творчеству. Узнав в отделе соцзащиты про возможность открыть в рамках соцконтракта собственное дело, решила заняться пошивом аксессуаров из кожи с национальным орнаментом. Успешно защитив бизнес-план, закупила на выделенную субсидию специальную швейную машинку для работы с кожей, дорогую вышивальную машину. Сейчас делает кошельки, клатчи, портмоне, сумочки, продает их через соцсети и магазины в Казани.
Андрей Андреев из села Ципья трудился ветеринаром, но зарплата в государственном учреждении не устраивала, не хватало на семью с тремя детьми. Решил оказывать частные ветеринарные услуги. «Район у нас сельский, люди держат много скотины, очень нужно ветеринарное сопровождение, но таких услуг с выездом прежде не было, – рассказывает завотделением социальной помощи семье и детям КЦСОН «Наз» Гулия Гарифуллина. – Поэтому дело у Андреева сразу пошло в гору, он нарасхват». На субсидию он закупил специальный станок для фиксации животных, прицеп для перевозки, инструменты для чистки копыт скота, медикаменты.
Андрей Андреев в нынешнем году стал первым балтасинцем, который получил субсидию на открытие собственного дела. Претендентов на нее так много, что заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением этого вида государственной социальной помощи, проходят еженедельно. Чтобы подойти к вопросу максимально тщательно, в состав комиссии входят представители всех заинтересованных ведомств и учреждений: отдела соцзащиты, ЦЗН, ЦРБ, Фонда поддержки предпринимательства, сельхозуправления, исполкома. Секретарем комиссии является Гулия Гарифуллина. Члены комиссии рассматривают каждый представленный бизнес-план максимально подробно. Прежде всего интересуются у потенциального получателя, будет ли востребован в районе этот бизнес, как и где он планирует работать, куда сбывать свой товар, где рекламировать? И, конечно, обращают особое на то, есть ли у претендента опыт работы в этой области, обучался ли он по данному направлению? Многих в ходе индивидуальной работы отсеивают: кто-то плохо себя представляет, как именно хочет использовать субсидию, кто-то предлагает бизнес, который заведомо не будет пользоваться успехом. В итоге остаются только те заявители, которым помощь действительно необходима. Среди них, например, Ильдар Сибгатуллин из райцентра. Долгое время он ухаживал за престарелой лежачей мамой, работать не мог. После ее смерти начал оказывать услуги по ремонту обуви на дому, потом на средства субсидии открыл на рынке, в самом центре Балтасей, свой ларек. Закупил специальные станки. Его бизнес сразу же окупил себя, клиентов очень много. Сейчас еще занимается и изготовлением ключей.
В Сармановском районе в прошлом году было заключено 68 соцконтрактов, с начала нынешнего – 23. Среди тех, кто с января воспользовался этой формой поддержки, например, 34-летняя Индира Оразалиева из райцентра. После развода женщина одна воспитывала 8-летнего ребенка. Она трудилась у частника продавцом, не устраивали ни зарплата, ни режим работы. Обратилась за помощью в районный КЦСОН. Там, узнав, что женщина любит вышивать и хорошо шьет одежду, посоветовали ей открыть свое дело именно по этому направлению. Защитив бизнес-план, приобрела швейную машинку, оверлог, расходные материалы, арендовала помещение в закрывшемся ателье и начала работать сначала с его прежними клиентами, потом наработала своих. Сейчас Индира занимается пошивом и ремонтом одежды, очень благодарна социальщикам, что поддержали в трудное для нее время.
Другой получатель субсидии Наркис Калимуллин из села Илексаз прежде работал физруком в школе, уволился. В КЦСОН в ходе беседы с ним выяснили, что он хороший строитель, с юных лет шабашил вместе с отцом. Сейчас Наркис делает узорные наличники из металла. Он приобрел лазерный станок, изготавливает угловые и центральные узоры на калитки, ворота, почтовые ящики с национальными орнаментами. Очень рад, что нашел свое призвание и, что самое важное, постоянный источник заработка.
– Новая форма поддержки становится для жителей района своеобразной «удочкой», которая помогает выбраться из бедности, – говорит завотделением социальной помощи семье и детям КЦСОН Гузель Рафикова. – Благодаря совместной работе наших служб они начинают понимать, что для исправления ситуации нужно самим прикладывать немалые усилия. Это их очень мотивирует.
С начала года благодаря программе по развитию самозанятости в районе появились новые услуги: например, по разведению породистых овец, массажу, ремонту квартир, расчистке участков от деревьев, автосервис и многое другое. А Айгуль Харисова из Сарманово, например, занялась выпечкой кондитерских изделий – новое дело прежде тоже было ее хобби. Ренат Загидуллин из деревни Петровский завод давно мечтал заняться пчеловодством, но его доход не позволял приобрести ни пчелосемей, ни ульи. На средства субсидии смог оборудовать пасеку из 10 ульев. Сейчас планирует расширять свой бизнес. Айгуль Мухаммадиева из райцентра начала делать полезные сладости – фруктовые чипсы, конфеты без сахара. Смогла приобрести дорогую сушилку. Не только продает свою продукцию жителям района, но и с большим успехом участвует в различным ярмарках в других городах.
Выступая на коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, глава ведомства Эльмира Зарипова отметила: «Мы четко понимаем, что порой отсутствие доходов у семьи связано с целым комплексом проблем, которые семья не может преодолеть самостоятельно или за счет социальных выплат. Как раз для таких случаев используется социальный контракт. С его помощью можно устроиться на работу, открыть собственное дело, развивать личное подсобное хозяйство. В республике в прошлом году заключено 5303 контракта, большая часть из которых направлена на обеспечение трудовой занятости граждан. В этом году эта работа продолжается».
Ирина ЧУДНОВСКАЯ