Подомовые обходы: не просто визит вежливости

№ 11 от 28 марта 2025 года 


94-летняя жительница Балтасей Сания Шакирзянова по состоянию здоровья уже давно не могла сама себя обслуживать: болят руки и ноги, случаются провалы в памяти. Долгожительнице во всем помогал ее престарелый сын, поэтому от услуг соцработника Сания апа отказывалась. Но недавно ее сын умер, и пенсионерка оказалась в беспомощном положении. Когда к Сание апе в ходе подомового обхода пришли представители различных служб и еще раз предложили помощь соцработника, она была очень рада. Ведь сама она с трудом передвигается по дому, не говоря уже о том, чтобы выйти в магазин за продуктами или сделать уборку в доме. Сейчас к долгожительнице приходит соцработник, она полностью обслуживает свою подопечную по системе долговременного ухода. Таким переменам в своей жизни Сания апа не нарадуется – соцработник готовит еду, убирается в доме, приносит продукты и лекарства.
– Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами предполагает обеспечение достойного качества жизни для людей в возрасте или с ограничениями жизнедеятельности. И одной из приоритетных задач является совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, – комментирует начальник Балтасинского отдела соцзащиты Алсу Гатиятуллина. – Действенный информативный механизм установления таких людей – это проведение подомовых обходов одиноких и одиноко проживающих граждан в возрасте 80 лет и старше. Даже у нас в сельской местности, хотя мы, кажется, всех наперечет знаем, постоянно выявляются новые одинокие граждане, которые нуждаются в социальном обслуживании. Например, среди приезжих. Бывает и так, что сначала ситуация была приемлемой, а теперь ухудшилась: пожилого человека вдруг разбил инсульт или он упал и сломал конечность. Большой плюс таких периодических обходов и в том, что они помогают подключить другие службы – чтобы в доме, например, улучшить состояние противопожарной безопасности. Хорошую отдачу видим от соглашения с работниками почты, которое заключило наше Министерство труда, занятости и социальной защиты. Почтальоны, которые приносят на дом пожилым людям корреспонденцию, пенсию, берут коммунальные платежи, воочию видят, что там происходит, и теперь должны нам своевременно просигнализировать. 
«Выезжая по заранее составленным спискам, мы определяем уровень нуждаемости пожилого человека в соцобслуживании, – говорит специалист-эксперт Балтасинского КЦСОН «Наз» Гульнара Хабибрахманова. – В ходе визита с каждым проводятся инструктажи по безопасной эксплуатации бытовых приборов и газового оборудования, профилактике мошеннических действий, правилам поведения при пожаре, проверяется работа автоматических пожарных извещателей. Для закрепления в памяти полученной информации пенсионерам выдаются информационные листовки с телефонами экстренных служб, брошюры по пожарной безопасности». В состав рабочей группы помимо специалистов надомного отделения КЦСОН входят представители пожарной, газовой служб, руководители сельских поселений. По словам специалиста по соцработе Гузель Калимуллиной, практически всегда пожилые люди встречают посетителей очень приветливо, случаев, когда они перезванивают в КЦСОН узнать, действительно ли это их сотрудники, можно по пальцам пересчитать. Социальщикам даже приходится напоминать им о большей осторожности, чтобы не попасть на удочку аферистов. Тесное сотрудничество с сельсоветами всегда дает хорошие результаты: на местах, тем более в сельской местности, своих людей знают, всегда готовы просигнализировать о возникшей проблемной ситуации. 
Но чаще всего о связанных с пожилыми людьми ЧП в отдел соцзащиты или КЦСОН «Наз» сообщают бдительные соседи и соцработники на местах. И после этого по данному адресу незамедлительно выезжает рабочая группа. Так получилось, например, у 73-летнего Петра Гришкина из деревни Малые Лызи. Одинокий дед, инвалид 2 группы, вдруг совсем расхворался, ему понадобился постоянный уход. В ходе подомового обхода выяснилось, что электропроводка в его старом доме совсем негодная, того гляди случится пожар. Пенсионера незамедлительно взяли на надомное соцобслуживание. Потом сотрудники КЦСОН обратились в местное сельхозпредприятие, где Петр Гришкин всю жизнь проработал, и ему помогли на благотворительной основе сделать дома новую проводку. У 93-летней Амины Сабирзяновой из райцентра дочь – инвалид, на ее помощь рассчитывать не приходится. Пока бабушка могла, ухаживала за собой, но ее здоровье начало стремительно ухудшаться. В ходе подомового обхода ее признали нуждающейся в надомном социальном обслуживании, помогли подготовить необходимые документы. Сейчас к Амине апе приходит соцработник Гульсина Галиева, обслуживает ее по СДУ. Бабуля очень довольна: дома стало чисто и уютно, кушать сварено, появились продукты в холодильнике. 
«Иногда бывает так, что пожилые люди поначалу отказываются от соцработника, мол, не хотим, чтобы приходил чужой человек, – говорит Гузель Калимуллина. – Мы говорим: давайте месяц к вам походит, если не понравится, откажетесь. Но еще не отказался никто: наши соцработники трудятся очень добросовестно, с душой, подопечные к ним быстро привязываются». Взять хотя бы 80-летнего Фарита Мансурова из деревни Норма: его единственная дочь живет в США, сам совсем сдал, перестал даже выходить из дома. Но от соцработника упорно отказывался. С большим трудом в ходе подомового обхода уговорили его, чтобы хотя бы месяц приходила та же Гульсина Галиева. Очень скоро бабай понял все преимущества нового подхода, теперь даже не представляет, как прежде обходился без своей помощницы. 
К супругам Ивановым из деревни Биктяшево рабочая группа выехала по звонку соседей: те увидели, что 80-летние пенсионеры не выходят на улицу. Как выяснилось, чувствуют они себя совсем неважно. В итоге с февраля к ним приходит соцработник Гулира Нуриева. А инвалида 2 группы Зульфата Амирова из деревни Ушма пришлось отправить в дом-интернат для престарелых и инвалидов: одинокий бабай требовал постоянного ухода, дом у него был очень старый и холодный. Семерым пенсионерам по итогам обходов поставили новые пожарные извещатели взамен старых, пришедших в негодность. С начала этого года рабочая группа посетила 76 пожилых сельчан, до конца года объедут еще 192. 
– В этом году мы охватим 682 человека, уже обошли 198, – отмечает заведующая надомным отделением Арского КЦСОН «Центр милосердия» Гулюза Гарифзянова. – Сейчас эта работа активно ведется, уже выявлено и принято на социальное обслуживание 38 человек. Это очень важно, ведь такая форма поддержки на дому дает возможность пожилому человеку получать уход на должном профессиональном уровне, поддерживать хорошее самочувствие и адекватную активность, а его близкие остаются активными в социальной жизни, могут возобновить или продолжить трудовую деятельность. Главная цель подомовых обходов – это именно выявление пожилых граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. 
Если есть потребность в соцработнике, человека в возрасте знакомят с перечнем услуг и условиями принятия на социальное обслуживание, оказывают содействие в сборе документов, знакомят с мерами социальной поддержки, правилами обеспечения техническими средствами реабилитации. Всем обязательно вручают памятки по пожарной безопасности, о способах защиты от мошенничества, листовки с телефонами экстренных служб, контактными телефонами КЦСОН и отдела социальной защиты.
Одна из новых подопечных сотрудников надомного отделения – это 95-летняя труженица тыла Сания Вафина из села Новый Кинер. Она проживает вместе с дочкой-пенсионеркой, ей уже трудно ухаживать за бабушкой, которая плохо ходит, не может самостоятельно есть. Теперь долгожительницу будет опекать соцработник Рамзия Габдрахманова. У 89-летней Розалии Гильмутдиновой из Арска муж умер, дочь живет далеко. На улицу по состоянию здоровья не выходит, по хозяйству ей помогали соседи. Но у них свои дела, свои семьи. Поэтому все вздохнули с большим облегчением, когда по результатам подомовых обходов к бабуле стала приходить соцработник Гузалия Рахматова. Пенсионерка довольна, новая помощница быстро нашла с ней общий язык. По словам директора КЦСОН «Центр милосердия» Гульфии Зиятдиновой, иногда единственным решением становится отправить пожилого человека в дом-интернат для престарелых и инвалидов. Например, у одинокой 72-летней бабушки из села Урняк газовикам пришлось перекрыть подачу газа в дом из-за неисправности, дом у пенсионерки ветхий, провести новую газовую линию невозможно, пришлось до зимы отправить ее в стационарное учреждение. 
В Атнинском районе в течение года обойдут 231 пожилого человека, на сегодняшний день успели посетить 58. Среди них 90-летняя Луиза Шамсиева из деревни Кулле-Кими. Бабушка слаба, ходит только по дому. Прежде ей помогала сноха, но теперь может навещать пенсионерку только по выходным. Настоящим спасением в этой ситуации стало закрепление соцработника Разини Зайнуллиной, она обслуживает бабушку по СДУ. К 90-летней Масуфе Шафигуллиной из деревни Кунгер теперь тоже приходит соцработник. Помимо этого, бабушке еще помогли заменить негодную электропроводку в доме: социальщики дали объявление в своем чате, и благотворитель сам откликнулся. А вот 90-летнюю Алсу Заляеву из деревни Ислейтар пришлось уговорить переехать жить в дом-интернат: в ходе ее посещения члены рабочей группы увидели, что ее дом старый – зимой не протопить, сама она нуждается в постоянном уходе. 
В Тукаевском районе в нынешнем году планируют охватить подомовыми обходами 559 пожилых граждан. Чтобы скоординировать эту межведомственную работу, в феврале сотрудники КЦСОН «Шафкать» организовали встречу с представителями отделения надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РТ по Тукаевскому муниципальному району. Обсудили, как наиболее эффективно организовать подомовые обходы на территории района, согласовали и утвердили состав межведомственной рабочей группы, а также график проведения совместных выездов.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ