Реабилитационный маршрут: в пути помогут инновации

№ 13 от 11 апреля 2025 года

В прошлом году в 11 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, прошли реабилитацию 11260 ребят. Практически у всех юных получателей услуг наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья. Немалая роль в достижении столь существенных результатов принадлежит инновационным социальным технологиям, применяемым в этих учреждениях.
В Бугульминском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Возрождение» успешно практикуют технологию «нейроритмика».
– Эти музыкально-коррек­ционные занятия позволяют нашим подопечным развить двигательную активность, чувство ритма, улучшают моторику конечностей, – рассказывает соцпедагог Ирина Вдовина. – Они включают в себя танцы руками, дыхательные упражнения. Используем упражнения со стаканчиками, которые нужно определенным образом переворачивать в такт музыке, диатонические колокольчики, шумовые инструменты. Ребята с удовольствием занимаются.
Этой технологией в учреждении охватывают всех ма­­леньких реабилитантов каждого заезда. Привлекают даже двухлетних. Продолжительность каждого группового или индивидуального занятия – 30 минут. Реабилитационный эффект налицо. Взять хотя бы воспитанников местного детского дома, которые сейчас проходят курс восстановления в «Возрождении» – 10-летнего Илью С. и 12-летнего Влада С. У обоих ментальные, двигательные нарушения. У Влада на руках есть только два пальчика. Поначалу оба были апатичными, их было трудно привлечь к занятиям, отказывались общаться. Сейчас стали лучше захватывать и удерживать предметы, Влад с большим удовольствием играет в шумовом оркестре на ложках, обоим понравилось двигаться. У мальчиков развивается слух, стали попадать в ритм, активнее двигаются руки, начали лучше себя обслуживать. У 8-летнего Даниэля К. – ДЦП. Поначалу он с трудом удерживал в руках маленькие колокольчики. Но его очень заинтересовало, что у каждого свое звучание, старается попадать в нужные ноты. Мама мальчика тоже включена в процесс – участвует в занятиях вместе с сыном, потом повторяют все упражнения дома. Есть результаты: мальчик оттачивает точность движений, ему все проще себя обслуживать, все лучше пишет и рисует, благодаря нейроритмике быстро освоил счет. 
Хорошую отдачу в учреждении видят и от занятий в гончарной мастерской. «Эта технология очень подходит для детей с множественными нарушениями здоровья, которые посещают наше учреждение, – подчеркивает инструктор по труду Татьяна Шакирзянова. – Чтобы уделить внимание каждому ребенку, работаю с ними в малых группах. Занятиями сейчас охвачены 20 ребят». Практика доказала, что плюсов у этой инновации много – развитие мелкой моторики рук, четкости движений, повышение уверенности в себе у маленьких реабилитантов. По словам Татьяны Шакирзяновой, в каждом заезде есть ребята, которых эти занятия буквально преображают. Среди них, например, 14-летний Никита Л. У мальчика целый букет разных недугов, плохо двигаются руки. Благодаря занятиям научился концентрировать внимание, начал лучше ориентироваться в пространстве, освоил геометрические формы. Сейчас уже делает абсолютно ровные тарелки! 14-летнюю Машу Д. процесс изготовления глиняной посуды настолько увлек, что она готова проводить в мастерской все свободное время. У нее умственная отсталость, плохо говорит, поначалу не могла ничего запомнить. Процесс творчества дал ей мощный стимул к новой жизни: как говорит Татьяна Шакирзянова, когда девочка садится за гончарный круг, становится другим человеком. Сейчас уже может работать без помощи инструктора по труду. Научилась концентрировать внимание, развился самоконтроль. На днях Маша приняла участие в республиканском этапе конкурса «Абилимпикс», заняла 3 место в компетенции «Гончарное дело» в категории «школьник». 
В Арском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Исток надежды» начали использовать такую интересную технологию, как камешки марблс. «Это разноцветные шарики или плоские камешки, они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика, стекла. Название происходит от английского марблс – мраморные. Применение камешков марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересных для детей, – рассказывает музыкальный руководитель, Монтессори-педагог Лейсан Галиева. – Это своего рода конструктор для ребят любого возраста. Применение марблс предусматривает, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности». 
Камешки гладкие, прозрачные, разных цветов и расцветок, приятные на ощупь. Игры и упражнения с их использованием помогают юным реабилитантам сформировать правильный хват кисти руки, развивают ориентировку на плоскости листа, память, внимание и логическое мышление, автоматизируют поставленные звуки, стимулируют фантазию и творческое мышление. «В играх на прослеживание движущихся объектов у ребят развиваются глазодвигательные функции, пространственные представления, – говорит педагог. – Например, я предлагаю выложить камешками по контуру геометрические фигуры по образцам на картинках, отсортировать камешки по цвету, размеру и форме, найти их в песке, крупе, определить различные материалы, из которых они сделаны, на ощупь, с закрытыми глазами. Используем камешки при изучении лексических тем. Для этого у нас есть картинки, на которых отсутствует часть изображения, и мы это место заполняем камешками. Можно усложнить задачу, предложив выложить камешки по памяти, спрятав образец. Играем в «логические дорожки», «зеркало», «строители», восстанавливая «сломанные» буквы и слоги, знакомимся с формами и цветами». 
Эти занятия Монтессори-педагог проводит чаще всего индивидуально или малыми группами, до 4 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому. Возраст маленьких реабилитантов, которые охвачены этой технологией, – от двух с половиной лет. Эффективность высока. Взять хотя бы 5-летнюю Азалию. Девочка с серьезной умственной отсталостью не различала цвета, плохо говорила, ей было трудно больше чем на пару минут сконцентрировать внимание. Яркие, красивые камешки ей сразу понравились, девочку привлекло, что они могут звенеть, шуршать. Хороший эффект дали занятия, на которых Азалия просеивала манку, находя камешки, потом сортировала их. Сейчас она твердо знает несколько цветов, стала усидчивее, заметно улучшилась речь. Активнее пошел процесс ее социализации: начала участвовать в групповых мероприятиях. 
В Кукморском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие» практикуют занятия с использованием интерактивного терминала «Волшебный экран». «При помощи этого терминала мы стараемся приобщить детей к поисковой деятельности, развить личность ребенка через моторную, сенсорную и интеллектуальную активность, вызвать интерес к новому, – говорит директор «Милосердия» Роза Фазлеева. – Он дает немало преимуществ перед традиционными средствами обучения. Так, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. А высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества маленьких реабилитантов». 
У большинства юных получателей социальных услуг «Милосердия» проблемы с двигательной активностью, речью, памятью, им трудно надолго концентрировать внимание. По словам логопеда Альбины Каримовой, в ходе групповых и индивидуальных занятий у ребят удается включить три вида памяти: зрительную, слуховую и моторную. Программное обеспечение терминала содержит более 4 тысяч игр и заданий! Цвет, движение, звук – это те факторы, которые помогают удерживать внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным и интересным. Терминал реагирует на прикосновение пальцев и позволяет опираться на естественные психофизиологические возможности дошкольников, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. Например, повторяя вслед за героями игр различные слова и слоги, ребята развивают свои коммуникативные умения и навыки, управляя ходом происходящего, тренируют мелкую моторику пальцев, снимают мышечное напряжение. Особенно нравится дошколятам играть в паре со сверстниками – это вносит в ход игр элементы соревнования. Результаты есть у каждого из маленьких реабилитантов. Например, у 6-летнего Алмаза Т. со сложным диагнозом сенсомоторная алалия в процессе первичной диагностики были выявлены двигательная расторможенность, неусидчивость, неустойчивость внимания, он и сам очень плохо говорил, и с трудом понимал, что говорят окружающие. Плюс ко всему у мальчика была очень низкая мотивация к обучению. А вот «чудо-стол» его сразу заинтересовал. Уже к концу первого курса реабилитации у ребенка улучшилось слуховое восприятие. Кроме того, научился группировать большие и маленькие предметы. У 9-летней Веры М. были нарушены фонематические процессы. Так, она не отличала множественное и единственное числа существительных, не понимала, как использовать предлоги, количественные числительные. За курс реабилитации с применением интерактивного терминала у девочки значительно улучшился лексико-грамматический компонент речи. Научилась понимать место звука в слове, различать согласные и гласные звуки, определять количество слогов в слове. 
8-летней Адиле К. помогла другая технология, которая называется «Мой театр». На грант конкурса «РИТЭК» учреждение приобрело театральную ширму и так называемый угол ряженья, наборы пальчиковых кукол и ноутбук. Хотя Адиля и посещает «Милосердие» уже несколько лет, так и не научилась четко произносить слова, плохо запоминала, чувствовала себя неуверенно в окружении даже нескольких людей. Занятия с использованием технологии «Мой театр» ее полностью преобразили: девочке понравилось оживлять куклы, постепенно исчезли эмоциональная зажатость, страх перед публикой, начала говорить все лучше. Каждое выступление Адиле, как и остальным реабилитантам, приносит много положительных эмоций, у нее появился интерес к освоению нового. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ