Учиться, чтобы учить

Подготовить хорошего специалиста может только тот, кто сам в курсе всех инноваций в этой профессии. Именно поэтому в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ уделяют большое внимание обучению специалистов, работающих в учреждениях НПО и СПО республики.

– Только в течение прошлого года повысить свою квалификацию в рамках стажировки профессиональных компетенций смогли 99 мастеров производственного обучения, которые обучают учащихся по профессиям сварщик, электромонтер, слесарь, механик, повар, парикмахер, продавец, портной, плотник, каменщик, штукатур, маляр, столяр, мастер сухого строительства, – говорит начальник отдела по развитию персонала министерства Светлана Казанцева. – Обучение проводилось на базе передовых образовательных учреждений НПО и СПО, промышленных предприятий, ресурсных центров Татарстана, ближнего и дальнего зарубежья. 8 мастеров производственного обучения по профессии «сварщик» прошли повышение квалификации по сварке в межотраслевом учебно-аттестационном центре Института электросварки имени Е.Патона в Киеве. Еще 10 мастеров по профессии «повар» и 7 мастеров, обучающих будущих строителей, знакомились с опытом коллег в Италии, во Флоренции. 
Чем запомнилась им поездка? Какие полученные знания мастера смогут передать своим ученикам?
Резида Каюмова, мастер производственного обучения по профессии­ «повар» Казанского торгово-экономического техникума:
Мы побывали в Международной школе гостиничного бизнеса «APICIUS», посетили там три учебные лаборатории: для начинающих обучение, для поваров промежуточного и третьего уровня, для подготовки шеф-поваров. Всего обучение поваров в Италии включает в себя 5 уровней. Например, продолжительность занятий по первому базовому уровню всего 3,5 месяца, из них 2,5 месяца отдано под теорию и 1 месяц под практику. Интересно, что помимо изучения характеристик ингредиентов, технологического курса по обработке рыбы, мяса, сюда обязательно включена технология приготовления итальянского хлеба, кулинарные особенности каждого региона Италии. По окончании второго уровня поварам разрешается работать в ресторанах под руководством шеф-повара. На пятый уровень имеют право поступить выпускники других школ, имеющие определенный уровень обучения или работающие в ресторанах с одной или несколькими звездами Мишлена. Они учатся составлять меню, проходят курс сомелье, изучают историю различных блюд. В Международной школе «APICIUS» готовят и кондитеров. Третий, самый высокий уровень обучения кондитеров предполагает получение знаний по изготовлению сложных фигур изо льда, шоколада и приготовлению мороженого.
Много дало нам знакомство с мастером-поваром Римой Амалло: прямо у нее дома мы готовили 9 видов пиццы, печенье, горячие бутерброды, варили настоящий итальянский кофе. Сразу же продегустировали и сделали неожиданный вывод: вкусовые особенности блюд в большей степени зависят от правильно подобранных ингредиентов, нежели технологии приготовления. Когда расставались, Рима Амалло сказала, что впервые встречает такую доброжелательную и работоспособную группу.
На практических занятиях по приготовлению итальянских блюд мы обнаружили, что для равиоли итальянцы раскатывают тесто только на специальной машине. Нам объяснили, что вручную так тонко раскатывать тесто теперь могут только бабушки. А мы раскатали – и всех удивили! После дегустации блюд нам вручили сертификаты Международной школы «APICIUS». Полученный опыт мы будем применять на уроках производственного обучения: теперь мы можем отлично подготовить наших студентов для работы в итальянских ресторанах Казани.
Алексей Олудин, мастер производственного обучения по профессии «стро­итель» Казанского техникума наземного и подземного электротранспорта:
Мы проходили обучение в Центре Макиавелли по специальности «строительство». Прежде всего, нас ждал вводный семинар в строительной школе Флоренции. Считается, что на настоящий момент именно она предоставляет самое высокое качество образования во всех областях строительства в регионе Тоскана. Далее в программе был семинар с ведущим производителем строительных материалов Кера Колл. Здесь мы узнали о специфике материалов GreenBuilding и новом высокоэкологичном подходе к строительству, который учитывает воздействие здания на здоровье и благополучие людей. Различные виды реставрационных работ мы изучали на вилле Демидовых. Кстати, перед началом практических занятий в Италии обязательной процедурой является прохождение курса по технике безопасности труда. Потом нас ждали практические занятия: мы занимались кирпичной кладкой, декоративной отделкой фасада. Затем последовали семинар по новым гидроизоляционным материалам от компании Мапей, мастер-класс по золочению и реставрации старинной мебели и картин на вилле Медичи, практическое занятие по золочению поверхностей. В заключение все получили сертификаты от школы Макиавелли. Все, что мы увидели, было очень интересным и полезным – например, базовые знания по проведению реставрационных работ и работ по сохранению исторических памятников, по новым технологиям от Климаэксперт, по изоляции и внешней отделке от Мапей. Все это обязательно применим во время занятий с учащимися. Лично я сделал вывод, что технологическому процессу при выполнении строительных работ, при разработке технологических карт нужно уделять большее внимание, так же, как и технике безопасности. Мы привезли с собой много наглядного материала, все это теперь используем в работе.

Подготовила
Ирина Чудновская