Внимание: вам SMS-ка из министерства!

Много направлений в деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, но большинство жителей республики все-таки считают его именно тем ведомством, где помогают пожилым людям, инвалидам, детям со сложной судьбой.

И ведь действительно, выстроенная в Татарстане система социальной поддержки позволяет сотням тысяч людей поддерживать определенное качество жизни. О том, как проходила эта работа в прошлом году и чего ждать льготникам в году наступившем, мы говорим с заместителем министра Натальей Бутаевой.
– Наталья Владимировна, многие связывают свой предстоящий визит в органы соцзащиты с тем, что предварительно надо собрать кучу справок в других учреждениях. Что удалось сделать в 2012 году, чтобы упростить механизмы реализации мер социальной поддержки, обеспечить доступность услуг?
– Здесь мы работали по двум основным направлениям – это расширение межведомственного взаимодействия и упрощение процедур получения гражданами льгот. Например, в 2012 году внедрен механизм взаимодействия территориальных органов соцзащиты с кредитными учреждениями в части приема от населения заявлений на назначение отдельных мер социальной поддержки – ЕДВ, субсидии-льготы. Теперь пенсионеры, не имеющие льготной категории, и инвалиды, открыв банковский счет, имеют возможность одновременно оставить в банке заявление на назначение мер социальной поддержки. Отдача очень существенная: сократилось количество обращений граждан, значит, сэкономлено их время и уменьшена очередность.
Очень положительно оценили люди с ограниченными возможностями здоровья принятое в декабре прошлого года постановление Кабинета Министров РТ №153. Оно предусматривает, в частности, упрощение процедуры предоставления субсидий-льгот: их выплата инвалидам, прошедшим переосвидетельствование в органах медико-социальной экспертизы, осуществляется теперь на основании данных, полученных в порядке межведомственного взаимодействия. В результате инвалидам, прошедшим переосвидетельствование, нет нужды предъявлять в органы соцзащиты справку МСЭ, подтверждающую факт установления группы на новый срок.
– Но так или иначе тысячи людей приходит ежедневно в органы соцзащиты по самым разным вопросам. Что делается для того, чтобы посетители могли решить свой вопрос быстро, не высиживая подолгу перед кабинетом нужного специалиста?
– Те, кто бывает в зданиях социальной защиты, наверняка обратили внимание, что в крупных городах установлены электронные терминалы, внедрена «электронная очередь». При необходимости можно воспользоваться возможностью предварительной записи через терминал и по телефону.
– Какие новые нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные меры социальной поддержки, появились в прошлом году?
– Например, 7 марта 2012 года вышло Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №188 «О дополнительной ежемесячной денежной выплате детям-инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)». Оно вступило в силу через месяц – с 6 апреля. В декабре количество получателей выплат составило 642 человека.
– Будут ли какие-то новшества в этом году?
– Обязательно будут, а об одной уже можно сказать точно. С 2013 года вводится еще одна социальная выплата, предоставление которой возлагается на органы социальной защиты. Планируется установить дополнительную меру социальной поддержки лицам, страдающим онкологическими заболеваниями, направляющимся на лечение в государственные учреждения здравоохранения республики, оказывающих специализированную онкологическую помощь. Речь идет о компенсации расходов по проезду к месту лечения и обратно. Для этого сейчас вносятся соответствующие изменения в закон «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан». Предполагается, что получать эту социальную выплату будут около 14 тысяч человек.
– Каковы планы на 2013 год?
– В этом году планируем внедрить обмен информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований и территориальными органами социальной защиты в части предоставления органами опеки и попечительства сведений о родителях, в том числе приемных, усыновителях, лишенных родительских прав. То есть гражданам больше не придется носить туда-сюда справки на бумаге: есть данные на таких родителей в базах «муниципалов» или «социальщиков» – они ими просто обменяются.
Еще одно новшество – информирование граждан о размерах социальных выплат путем направления им SMS-сообщений. Кстати, сегодня такой механизм уже реализован по информированию инвалидов о сроках предоставления им технических средств реабилитации.

Беседовала
Дилара Вафина