«Победу чтим, героев помним!»

В третий раз накануне Дня Победы Министерство труда, занятости и социальной защиты провело конкурс рисунков среди учащихся лицеев, колледжей и техникумов республики. В финал конкурса вышли 150 работ.

 

На первый взгляд, тема для творческого осмысления достаточно ограничена самим названием – «Победу чтим, героев помним!» Но, к чести участников конкурса, каждый нашел в ней свое видение уже далекого для них события. Чтобы убедиться в этом, достаточно было просто прочитать названия лишь нескольких работ: «Память об однополчанах», «Мой дед», «Последний бой», «Прохоровка», «Сталинград», «Маршал Жуков на передовой», «Как же долго я тебя ждала!» Конкурсной комиссии пришлось не раз и не два обойти все стенды, внимательно вглядеться в каждый рисунок, прежде чем окончательно назвать имена победителей. Скажу больше: мнения членов жюри не всегда совпадали, и тогда разгоралась жаркая дискуссия.
Конечно, главным в этом творческом состязании был вовсе не высокий профессионализм юных художников. Основные критерии – неформальный сюжет, эмоции, которые каждый автор вложил в свою работу. И таких оказалось на конкурсе подавляющее большинство. Однако несколько картин взгляд зрителя приковывали сразу. Среди них – работа «Дорога жизни» Вагиза Ахметова из Казанского механико-технологического техникума пищевой промышленности. Казалось бы, незамысловатый сюжет: зимней ночью в снегу застряла полуторка, на которой вывозят детей из осажденного Ленинграда. Малыши, закутанные в шали и платки, сидят возле машины и ждут, когда солдаты вытащат ее из сугроба. Но автору очень точно удалось передать в работе настроение ситуации – покорность малышей своей судьбе, обеспокоенность солдат за их жизни, тревожность военной ночи. Технически картина выполнена тоже на хорошем уровне, но более важно здесь другое: прежде, чем нарисовать сюжет, Вагиз, безусловно, сам не остался равнодушным к военному эпизоду и глубоко прочувствовал весь трагизм тех дней. А ведь эта цель и ставилась во главу угла устроителями конкурса – сформировать у молодежи гражданско-патриотическое сознание, любовь к Родине, уважение к ее историческому наследию.
Лично меня очень тронула небольшая работа в черно-белом исполнении «Все преходяще. Музыка вечна». Надя Журавлева из Набережночелнинского строительного колледжа отра­зила на ней момент передышки между боями – солдат, слушающих скрипача. Невольно в памяти возникли строчки из военной песни: «И словно в забытьи сидят и слушают бойцы, товарищи мои». Браво, Надя, – и за тонкую тему, и за качество работы!
Еще один черно-белый рисунок, но уже с другим поворотом события. Николай Тугулев из Бугульминского строительно-технического колледжа назвал ее «Мама!». Это слово повторяет ребенок возле убитой матери. Казалось бы, тема, больше подходящая для женской души, и здорово, что она прошла через сердце мужчины.
В том же стиле – карандашом, но очень выразительно нарисовал картину Тургай Мусса-оглы Кирхиев из Бугульминского профессионально-педагогического колледжа и назвал ее «Я помню». На ней он изобразил девушку в военной форме с медалью на груди. На заднем плане рисунка – военный аэродром, и девушка, очевидно, имеет к нему самое прямое отношение. Но на лице ее скорбь о погибших в годы войны летчиках.
Можно было бы еще и еще называть удачные работы на тему Победы. Жюри же в составе ветеранов войны и труда, журналистов и самих учащихся два первых места отдало Вагизу Ахметову за «Дорогу жизни» и Александру Ларионову из Бавлинского аграрного колледжа за работу «Память героям». Второе место в конкурсе заняли Марс Минуллин из Казанского машиностроительного техникума, свою работу он назвал «День Победы», и Никита Егоров с Маннуром Шайхразиевым – с коллективной картиной «Спасибо деду за Победу».
Третьи места – у Виталия Портнова (Альметьевский профессиональный колледж, «Они сражались за Родину»), Ирины Головановой (Лаишевский технико-экономический техникум, «Мой дедуля – самый лучший!») и Рошаля Дункая из Кайбицкого профучилища №135 за работу «Вечная память».

Валентина Качанова