Телефон, которому доверяют

Во всем мире 17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия. У нас в стране эта дата в календаре празднуется начиная с 2009 года. О том, как развивается эта нужная и важная служба в нашей республике, мы говорим с директором Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» Ниной Ислановой.

– Нина Николаевна, сами по себе телефоны доверия у нас не новость, а зачем нужен отдельно еще и детский?
– Прежде всего, это один из эффективных механизмов раннего выявления случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами ребенка. Современные службы детского телефона доверия являются не просто службами психологической помощи, которые помогают ребенку справиться с его внутренними проблемами, а еще и инструментом раннего выявления случаев нарушений прав ребенка, социальным институтом, защищающим права детей и имеющим отлаженную практику взаимодействия с государственными органами и учреждениями в целях как защиты прав и законных интересов конкретного ребенка, так и формирования системы помощи семье и детям, восстановления и укрепления детско-родительских отношений. Девиз празднования Международного дня детского телефона доверия в 2013 году – «На пути к объединению семьи».
– Как развивается служба в нашей республике?
– 15 января этого года в центре «Зеркало» была открыта Служба телефона доверия, подключенного к общероссийской линии Детского телефона доверия под единым номером 8 800 2000 122. Единый общероссийский номер детского телефона доверия введен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь. В прошлом году наши специалисты прошли специальное обучение по программам «Технология телефонного консультирования детей и подростков» и «Супервизия в работе служб экстренной психологической помощи» в Перми. В свою очередь, они обучили 14 волонтеров.
– Какие выводы можно сделать после нескольких месяцев работы?
– Мы проанализировали итоги деятельности телефона доверия за первые три месяца. За этот период поступило 1359 обращений. Что касается категорий абонентов, то 72,8 процента звонящих – это дети и подростки, 1 процент – родители детей и подростков или лица, их заменяющие, 26,2 процента составили другие граждане старше 18 лет.
Если рассматривать характер обращений, то 31,5 процента из них касались взаимоотношений ребенка со сверстниками, в 5,3 процен­та случаев речь шла о дет­ско-родительских от­­­­­­­­­­но­­ше­ни­ях, 1,3 процента звонивших говорили о жестоком об­­ращении с ребенком. 61,9 процента обратившихся беспоко­­или вопросы здоровья, учебные проблемы, страхи, также запраши­вали раз­­личного рода информацию.
– Возможно, многие ребята и знают о телефоне доверия, у них есть проблемы, но позвонить они не решаются, опасаются, что их «вычислят». Как сделать так, чтобы они преодолели этот психологический барьер?
– Прежде всего взрослым необходимо больше рассказывать о деятельности телефона доверия, и 17 мая это будет особенно уместно. Надо объяснять детям и подросткам, что в таком звонке нет ничего предосудительного. У каждого человека иногда случаются проблемы. Как раз телефон доверия дает возможность в такой ситуации получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в том, что происходит, в спокойной обстановке, в разговоре с доброжелательным человеком.
Телефоны доверия сейчас популярны во всем мире. Дети звонят и советуются, как лучше поступить. Ведь не в каждой ситуации хватает своего опыта, а решение нужно принять.
На телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Помощь эта всегда анонимна. Позвонивший может не сообщать свое имя, адрес, другие данные. Обратиться можно в любое время суток, принимаются звонки как с домашних, так и с мобильных телефонов.

Беседовала Дилара Вафина