Как помочь ребенку «догнать» сверстников

Сегодня много говорят о закрытии социальных приютов и детских домов. Конечно, было бы замечательно, если бы в нашей стране не осталось ни одного ребенка, который не имеет семьи. Но реально ли это?

Вот уже 10 лет я – воспитатель группы дошкольников в Зеленодольском социальном приюте для детей и подростков «Гнездышко». До этого 12 лет проработала в детском саду. Поначалу на новом месте меня многое шокировало. Трудно было поверить, что в наши дни есть дети, которые в 5 лет, при полностью сохранном слухе, не произносят ни слова. Сейчас я уже привыкла к тому, что в нашем учреждении бывают ребята, которые только здесь впервые узнают, что такое горячий обед, постельные принадлежности, праздник, друзья, игрушки и многое другое. Вот и получается, что именно сотрудники приюта учат этих детей тому, что в нормальных семьях закладывается с рождения. 
Кто же захочет взять в свою семью ребенка-маугли? Здесь, как ни странно, может помочь именно приют или детский дом. Ведь почти в ста процентах случаев ребенок, оказавшийся в обществе сверстников с нормальным питанием, сном, педагогами и медиками, через какое-то время догоняет в развитии остальных, ничем от них не отличается. И потенциальные родители, выбирающие себе малыша, уже смотрят на него как на будущего сына или дочку.
Но приблизить этот счастливый момент может только долгая целенаправленная работа воспитателей, психологов, медиков – всего персонала приюта. Дело в том, что социально-бытовая адаптация у всех детей проходит по-разному. Некоторым достаточно провести несколько дней в приюте – и они, подражая остальным, меняются буквально на глазах. Иногда их уже не приходится убеждать, что нужно мыть руки, чистить зубы, принимать душ: дети сами, видя, что это делают остальные, бегут и с удовольствием повторяют то же самое. Ребятам очень нравится, когда во время водных процедур мы читаем им детские стихи, например, из «Мойдодыра».
До прихода к нам многие никогда не видели книжек и не слышали стишков. Бывает, что через пару дней они уже сами рассказывают короткие четверостишия во время умывания.
Удивительно быстро, оказавшись в приюте, меняются девочки. С первых дней мы стараемся научить их замечать неладное в своей одежде, самостоятельно приводить себя в порядок. Через некоторое время они становятся настоящими модницами – выбирают себе утром платье, банты и заколки – раньше у них ничего такого не было. Многие с удовольствием заплетают косы куклам, напевая услышанные от нас простые детские песенки.
Но так бывает не всегда. Привыкшим к свободе детям через несколько дней может надоесть, что в приюте все происходит по распорядку, по правилам. Так что надо постоянно переключать их внимание на что-то более интересное. Поэтому мы часто лепим, делаем поделки, организуем представления кукольного театра. Учим детей ухаживать за попугаями, рыбками и цветами, выращиваем на подоконниках лук, огурцы и помидоры. Все это помогает воспитывать в детях чувство ответственности, доброту, любовь к природе и ближним.
Часто бывает так, что ребенок, оказавшись среди непривычно большого количества детей, наоборот, закрывается, отказывается идти на контакт. Тут на помощь приходят тематические игры и индивидуальные занятия: мы вместе «кормим» кукол и мишек. Укладывая своих игрушечных любимцев спать, сажая на горшок, кормя с ложечки, дети и сами приучаются к таким действиям.
Иногда, чтобы найти подход к воспитанникам, приобщаем более старших детей. Бывает, что ребенок боится взрослых и не контактирует со сверстниками, а в старшем товарище находит друга, защитника и наставника. Удивительно, но старшие ребята всегда с удовольствием берут шефство над малышами – вероятно, оттого, что сами были обделены заботой и вниманием в родных семьях. Приятно видеть, как они учат дошколят застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Результат такого общения неизменно себя оправдывает: и старшие, и малыши активно адаптируются к новой для них жизни.
Но, как бы то ни было, лучше семьи для ребенка не может быть ничего. Если бы каждого малыша, который оказался не нужен своим родителям, забрали в другую семью, я уверена, что все сотрудники приютов порадовались бы за их судьбы, несмотря на перспективу остаться без работы.
Ольга КОРОЛЕВА, воспитатель социального приюта «Гнездышко». Зеленодольск