За рулем... С блокнотом и ручкой
Три года назад глухих чуть снова не лишили права на вождение автомобилем. И вот опять неприятная новость: в новом проекте приказа Минздрава собираются ввести прямой запрет работать глухим на такси. Это ударит по неслышащим таксистам, которые постепенно осваивают этот род деятельности. Один из них – Сергей Кузин, спортсмен, и, как оказалось, водитель со стажем. Председатель Татарской республиканской организации ВОГ Венера Матяш, которая, кстати, сама хорошо водит машину, предложила мне написать о Сергее, и мы встретились в правлении ТРО ВОГ.
У Кузина своя автомашина «Гранта» – приобрел год назад, работает он в фирме «Ласточка», кроме него, там еще трое глухих. У всех свои автомобили. Большинство водителей в фирме слышащие. Кстати, двое глухих таксистов есть и в другой фирме – «Премьер».
Сергей – полностью глухой от рождения, но в семье все слышащие, и он неплохо понимает по губам. Учился в казанской школе имени Ласточкиной. После 9 класса поступил в ПТУ-16, где осваивали профессию всего трое неслышащих. То есть пришлось обходиться без переводчика. После двух лет учебы получил специальность столяра 3 разряда.
Про группы глухих автолюбителей Сергей не знал и учился в автошколе со слышащими. За годы вождения никаких аварий у Кузина не было.
Как Сергей узнает о клиентах? Рассказывает: «Нам, неслышащим, диспетчер пишет сообщения на навигатор, там все ясно видно, реже присылают SMS».
– А как вы общаетесь со своими пассажирами, с другими участниками движения? – пытаюсь узнать некоторые тонкости.
– В основном понимаю по губам, иногда прошу пассажиров написать. Блокнот и ручка всегда рядом. Сам говорю, хотя и не очень чисто.
Как глухие определяют, что в машине какие-то неисправности, я спрашивать не стала, по собственному опыту знаю, что мы автомобиль «чувствуем» – малейшую вибрацию или стук воспринимаем всем телом. Но спросила Кузина о ремонте.
– Машину ремонтирую в сервисе. Поскольку у нас автомобили личные, то и платим сами, а не фирма.
Выяснилось, что глухие таксисты работают всю неделю. Все зависит от вызовов. Отдыхают обычно в воскресенье.
Как у любого водителя такси, есть «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан», «Свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя». Как предпринимателю в этом году приходится платить увеличенные в два раза отчисления в пенсионный фонд – 37 тысяч рублей. Плюс 30 тысяч рублей за патент. 67 тысяч рублей – вынь и выложи. Это много!
Сергей «жалуется»: «У нас те же проблемы, что и у слышащих. Помимо налогов, очень «достают» разбитые дороги. Приходится без конца крутить «баранку», объезжая ямы, выбоины и рытвины. Нормальную скорость редко удается развить, да и машины гробим на бездорожье.
Спрашиваю Кузина, как он разговаривает с сотрудниками ГИБДД.
– Ни разу ничего не нарушал, и меня не останавливали. Так что просто не приходилось общаться с гаишниками.
В мае Сергею Кузину исполнилось 35 лет, из них 15 лет он водит машину.
Татьяна НУЖИНА,
ветеран ТРО ВОГ. Казань
Венера Матяш, председатель ТРО ВОГ
Многие инвалиды по слуху пользуются автомобилями. По утверждению медиков, у глухих зрение обостряется, поэтому они водят машины аккуратно, на дороге чрезвычайно внимательны. В качестве таксистов подрабатывают немногие неслышащие, а устроенных официально в фирмы по извозу – единицы. Считаю, если бы не сумасшедшие налоги и отчисления, гораздо больше глухих людей освоили бы этот бизнес.