За рулем... С блокнотом и ручкой

Три года назад глухих чуть снова не лишили права на вождение автомобилем. И вот опять неприятная новость: в новом проекте приказа Минздрава собираются ввести прямой запрет работать глухим на такси. Это ударит по неслышащим таксистам, которые постепенно осваивают этот род деятельности. Один из них – Сергей Кузин, спортсмен, и, как оказалось, водитель со стажем. Председатель Татарской республиканской организации ВОГ Венера Матяш, которая, кстати, сама хорошо водит машину, предложила мне написать о Сергее, и мы встретились в правлении ТРО ВОГ.

 

У Кузина своя автомашина «Гранта» – приобрел год назад, работает он в фирме «Ласточка», кроме него, там еще трое глухих. У всех свои автомобили. Большинство водителей в фирме слышащие. Кстати, двое глухих таксистов есть и в другой фирме – «Премьер».
Сергей – полностью глухой от рождения, но в семье все слышащие, и он неплохо понимает по губам. Учился в казанской школе имени Ласточкиной. После 9 класса поступил в ПТУ-16, где осваивали профессию всего трое неслышащих. То есть пришлось обходиться без переводчика. После двух лет учебы получил специальность столяра 3 разряда.
Про группы глухих автолюбителей Сергей не знал и учился в автошколе со слышащими. За годы вождения никаких аварий у Кузина не было.
Как Сергей узнает о клиентах? Рассказывает: «Нам, неслышащим, диспетчер пишет сообщения на навигатор, там все ясно видно, реже присылают SMS».
– А как вы общаетесь со своими пассажирами, с другими участниками движения? – пытаюсь узнать некоторые тонкости.
– В основном понимаю по губам, иногда прошу пассажиров написать. Блокнот и ручка всегда рядом. Сам говорю, хотя и не очень чисто.
Как глухие определяют, что в машине какие-то неисправности, я спрашивать не стала, по собственному опыту знаю, что мы автомобиль «чувствуем» – малейшую вибрацию или стук воспринимаем всем телом. Но спросила Кузина о ремонте.
– Машину ремонтирую в сервисе. Поскольку у нас автомобили личные, то и платим сами, а не фирма.
Выяснилось, что глухие таксисты работают всю неделю. Все зависит от вызовов. Отдыхают обычно в воскресенье.
Как у любого водителя такси, есть «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан», «Свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя». Как предпринимателю в этом году приходится платить увеличенные в два раза отчисления в пенсионный фонд – 37 тысяч рублей. Плюс 30 тысяч рублей за патент. 67 тысяч рублей – вынь и выложи. Это много!
Сергей «жалуется»: «У нас те же проблемы, что и у слышащих. Помимо налогов, очень «достают» разбитые дороги. Приходится без конца крутить «баранку», объезжая ямы, выбоины и рытвины. Нормальную скорость редко удается развить, да и машины гробим на бездорожье.
Спрашиваю Кузина, как он разговаривает с сотрудниками ГИБДД.
– Ни разу ничего не нарушал, и меня не останавливали. Так что просто не приходилось общаться с гаишниками.
В мае Сергею Кузину исполнилось 35 лет, из них 15 лет он водит машину.

Татьяна НУЖИНА
,
ветеран ТРО ВОГ. Казань

Венера Матяш, председатель ТРО ВОГ

Многие инвалиды по слуху пользуются автомобилями. По утверждению медиков, у глухих зрение обостряется, поэтому они водят машины аккуратно, на дороге чрезвычайно внимательны. В качестве таксистов подрабатывают немногие неслышащие, а устроенных официально в фирмы по извозу – единицы. Считаю, если бы не сумасшедшие налоги и отчисления, гораздо больше глухих людей освоили бы этот бизнес.