«Мышки» вдребезги, но Интернет осваивают!

Когда моя давняя знакомая, колясочница из Верхнеуслонского дома-интерната для престарелых и инвалидов Марина Игошина похвалилась, что создала странички в нескольких соцсетях и активно переписывается в интернете со старыми и новыми друзьями, признаться, этому не поверила. Жизнь моей сверстницы сложилась так, что до переезда в интернат она с трудом писала, плохо ориентировалась в окружающем мире. И тут вдруг такие разительные перемены!

Но Марина – не единственный продвинутый пользователь ПК среди жильцов этого учреждения. Активное увлечение возможностями «умного железа» в интернате началось примерно год назад, когда в учреждении было решено оборудовать компьютерный класс.
– Мы уделяем большое внимание вопросам социальной реабилитации и адаптации обслуживаемых, – комментирует директор дома-интерната Элеонора Серебрякова. – Социально-реабилитационные технологии играют роль фактора, отвлекающего наших жильцов от мыслей о болезнях, помогают переносить физические страдания, разнообразят досуг, повышают жизненный тонус, дают положительный эмоциональный настрой. Большой плюс занятий по компьютерной грамотности и в том, что они позволяют бабушкам и дедушкам, инвалидам адаптироваться к меняющимся условиям жизни, помогают поддерживать интеллектуальный потенциал.
К уже имеющимся 2 компьютерам и принтеру благотворители добавили еще один компьютер и принтер, 3 пары колонок и веб-камеры. Но существующие­ пособия, даже предназначенные специально для обучения компьютерной грамотности пожилых людей, не годились. Ведь контингент в стационарных учреждениях проживает совершенно особый. Например, в Верхнеуслонском интернате две трети – сельчане, которые не имеют ни привычки, ни желания осваивать что-то новое. 
Поэтому специалист по соцработе Антонина Банникова вместе с сотрудниками районного отдела образования взялась разработать программу «Основы компьютерной грамотности для престарелых и инвалидов». И вскоре она заняла 1 место на Республиканском конкурсе на лучшую организацию реабилитационной работы с проживающими в учреждениях соцобслуживания гражданами, которое проводило Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ!
По словам Антонины Банниковой, первым делом к реализации программы привлекли городских бабушек и дедушек, а также молодых инвалидов, у которых реабилитационный потенциал выше. Откликнулись всего четверо, да и те сомневались: стоит ли тратить время на такие непонятные занятия? Чтобы их заинтересовать, акцент сделали на практике. Ход оказался правильным: всех сразу просто заворожили возможности интернета. Но ведь без начальных навыков работы с компьютером не обойтись!
– Самым трудным оказалось то, что пожилые люди и инвалиды очень боялись техники, повышенно эмоционально реагировали на ошибки, быстро забывали пройденный материал, – рассказывает Антонина Банникова. – Их панически пугали наушники, клавиатура. Кстати, две мышки разлетелись вдребезги практически сразу же – так сильно ими стучали об стол. Но потом дело мало-помалу пошло на лад. Но, конечно, с каждым из «учеников» пришлось подолгу заниматься индивидуально.
К концу курса, рассчитанного на 48 часов, жильцы научились набирать и распечатывать тексты, делать презентации в программе Microsoft Paint, выходить в интернет, пользоваться скайпом. Отныне они могут приходить в компьютерный класс для самостоятельной работы, чем они не преминули тут же воспользоваться: кабинет всегда занят.
Вон, через прозрачную дверь видно, как заинтересованно 40-летний колясочник Сергей Костюков что-то ищет в интернете. Антонина Банникова рассказала его историю: в свое время был в конфликте с правоохранительными органами, по собственной вине обгорел и остался без обеих ног. В интернате тоже поначалу нарушал распорядок. Но когда узнал, что начнутся занятия по компьютерной грамотности, сразу заинтересовался: когда-то у него был свой компьютер.
Эти занятия Сергея буквально преобразили, он совсем забыл про вредные привычки. Через соцсети нашел родственников, с которыми не виделся лет 20, наладил с ними контакт, недавно даже ездил в гости. Обмениваются в интернете фото, которые Сергей с большим удовольствием потом преобразовывает с помощью изученных программ, показывает соседям. Как самый ответственный и продвинутый пользователь, он теперь главный в компьютерном классе: с утра включает технику, проверяет, подключен ли интернет, следит за чистотой, ухаживает за цветами. Почувствовал себя нужным, и все жильцы теперь относятся к нему с большим уважением. Подойдя поближе, увидела, что скачивает он не что-нибудь, а информацию об истории Древней Руси – это еще одно новое увлечение в его жизни. Плюс к этому он копирует понравившиеся картинки, потом выжигает их на деревянных плашках и дарит соседям.
А вот супруги Фидая и Владимир Долгих любят выходить в «Электронное правительство», на сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Очень, говорят, удобно: не надо писать письма, ходить их отправлять на почту. Задал вопрос – и ответ сам придет по интернету. Так много узнали о средствах реабилитации, что теперь сами консультируют соседей. Еще Долгих страстно хотят найти потерявшихся родственников через соцсети. Недавно зарегистрировались в электронном варианте программы «Жди меня». Марина Игошина тоже каждый день хоть часик, а посидит перед монитором. Она свободно набирает даже довольно сложные тексты, переписывается с родственниками, сама делает открытки, которые рассылает знакомым. Очень собой гордится!
Супруги Далалиевы – Ирина и Фарид пока только приступают к освоению азов компьютера. Семью они создали в интернате, у обоих нарушения опорно-двигательного аппарата: ручку держать трудно, а пользоваться клавиатурой – в самый раз. Уже научились водить мышкой, создавать вордовские документы, папки, с помощью Антонины Банниковой выходят в интернет, чтобы скачать новые кроссворды, поиграть в шахматы он-лайн. Недавно появился новый стимул – волонтеры подарили им ноутбук! Вместе с Далалиевыми 2 раза в неделю занятия посещают 8 новичков. В том, что желающих пополнить ряды продвинутых пользователей ПК среди жильцов интерната будет больше, нет сомнения: все видят, сколько занятия дают положительных эмоций, как много позволяют узнавать нового, интересного.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ