Если папка «сигнальные карты» пульсирует красным цветом...

Об этом диком случае мне рассказали в Болгарском социальном приюте «Чайка» несколько лет назад. Участковый обнаружил ночью на проселочной дороге полуторагодовалую девочку и привез в социальное учреждение. Потом выяснилось, что мамаша «забыла» ее после бурного пикника с собутыльниками. 

Когда с утра пораньше сотрудники «Чайки» вплотную занялись этим случаем, их везде ожидал сплошной «облом»: в ЦРБ, ссылаясь на нехватку свободных коек, отказались госпитализировать девочку, в РОВД не сразу подключились к поиску мамаши, когда из семьи изъяли старших детей, в школе райцентра всеми правдами и неправдами пытались от них откреститься, помогать мамаше-алкоголичке тоже никто не хотел. К чести принявших весь огонь на себя социальщиков, им все-таки удалось переломить ситуацию в этой семье, и дети вернулись домой. Но каких это стоило усилий! Скольким бы еще семьям им удалось за это время помочь, если бы межведомственная система работы с находящимися в социально опасном положении детей была бы отлажена?
Но теперь есть все основания полагать, что такие жуткие случаи навсегда останутся в прошлом. В конце прошлого года в республике была внедрена информационная система «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан». Основанием стало Постановление Кабинета Министров РТ от 22 апреля 2010 года №294 «О формировании единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях». Цель – самая что ни на есть актуальная: усилить оперативное реагирование и взаимодействие различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и активизировать работу с этой сложной категорией.
В цепочке взаимодействия – все субъекты профилактики: заинтересованные министерства и их подведомственные учреждения, исполнительные органы на местах, органы местного самоуправления, координатором является Кабинет Министров РТ. 
– В соответствии с Постановлением Кабмина РТ, формирование единого банка данных предполагалось на основе сведений, предоставляемых органами и учреждениями профилактики: на республиканском уровне – Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ на базе нашего Республиканского информационно-методического центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ», на муниципальном уровне – территориальными подразделениями нашего министерства в городах и районах на базе центров и отделений социальной помощи семье и детям центров социального обслуживания населения, – комментирует директор «Гаилэ» Татьяна Журавлева. – Работа предстояла огромная: по большей части, учет таких семей и детей существовал лишь на бумажных носителях, в итоге не было возможности проследить и проконтролировать конкретную работу каждого учреждения с каждой семьей. Межведомственная работа была разрознена. На деле такими семьями и детьми занималась лишь соцзащита: забирали ребенка из семьи, где ему угрожает опасность, вели за руку в больницу, помещали в приют, потом родителей тащили к наркологу, в центр занятости, без конца всех уговаривали, упрашивали. В итоге терялось время, семьи не получали своевременной и качественной поддержки. А упущенное время – это разбитые семьи, родителей в которых в конце концов лишали родительских прав.
Поэтому информационная система с самого начала строилась так, чтобы был виден вклад каждого субъекта профилактики, чтобы каждый мог внести свои предложения в работу с конкретной семьей. «Гаилэ» поручили приступить к ее доработке, в результате были внесены многочисленные дополнения и изменения. Например, изменилась форма индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, дополнили перечень услуг, оказываемых учреждениями помощи семье и детям.
В начале 2013 года началась апробация системы в Нижнекамском центре социальной помощи семье и детям «Веста». «Пароль и логин был только у этого учреждения, – рассказывает заведующая информационно-аналитическим отделением «Гаилэ» Эндже Буракова. – Мы организовали на нашей базе учебу, и сотрудники начали вносить данные о семьях района, в которых дети находятся в социально опасном положении. После доступ к системе получили все учреждения субъектов профилактики района. Так что дорабатывали мы ее вместе». 
В ноябре 2013 года состоялись 3 республиканских совещания-семинара с участием разработчиков этой программы, представите­лей различных минис­терств, Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Следующий шаг – выдача паролей и логинов для работы в системе всем субъектам профилактики. Так работа началась уже в масштабах республики. По словам завотделением координации деятельности учреждений соцобслуживания «Гаилэ» Гульнары Карпухиной, на сегодня в информационной системе сформированы личные дела 2078 семей, в которых проживают 3658 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 
Очень хотелось посмотреть, как работает эта система на практике. Продемонстрировать это согласилась методист центра «Гаилэ» Галина Хайрутдинова. И мы усаживаемся у монитора. «Система имеет несколько уровней доступа, – объясняет специ­алист. – Низший – только пользовательский: учреж­дения, введя соответствующий логин и пароль, могут выйти только в свой «кабинет», возможности просмотреть, как обстоит дело в других районах, у них нет. Уровень «Гаилэ» – административный: мы можем контролировать работу всех учреждений соцобслуживания семьи и детей республики». 
На панели доступа несколько папок: «картотека», «новые семьи» и другие. Папка «сигнальные карты» почему-то пульсирует красным цветом. Оказывается, это своего рода «SOS» – так проис­ходит в том случае, когда­ кем-либо введены данные на новую семью. Очень удобно: огонек обязательно привлечет внимание и пользователей, и администраторов. Система позволяет просмотреть, по какой причине семью поставили на учет: то ли в ней имеет место жестокое обращение с детьми, то ли родители злоупотребляют алкоголем, а может, зафиксирована попытка суицида. Отражается и конкретная помощь в виде предоставления различных социальных услуг, и кто ее оказал – будь то, например, трудоустройство родителей, предоставление детям путевки для лечения, приглашение на социально-реабилитационные мероприятия. Пока субъекты системы профилактики посредством информацион­ной системы внесли в индивидуальные программы­ реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, информацию о 1227 оказанных услугах. 470 из них предоставлены органами и учреждениями соцзащиты. Для сравнения: органами внутренних дел – 247, управлениями здравоохранения – 232, опеки и попечительства – 23, управления по делам молодежи, спорту и туризму – 16. По словам Татьяны Журавлевой, анализ включенности субъектов профилактики в эту информационную систему показывает, что на сегодняшний день межведомственная работа имеет место лишь в 14 муниципальных образованиях из 51. Есть и такие, которые до сих пор не задействовали переданные им логины и пароли. Пока удовлетворительно, без сбоев, информационная система работает лишь в 34 муниципальных районах. Но главное – начало положено. Значит, есть надежда, что дети, по воле судьбы оказавшиеся ненужными собственным родителям, получат необходимую помощь и поддержку.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

Татьяна ЖУРАВЛЕВА, директор Республиканского информационно-методичес­кого центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»:
Эта система работает всего три месяца, и детальный анализ делать пока рано. Но первые положительные результаты уже очевидны: увеличился процент выявления семей, в которых дети находятся в социально опасном положении. Начали поступать сигналы из поликлиник, детских садов, школ: например, ребенок пришел неухоженный, с синяками. Сразу создается рабочая межведомственная группа, начинается диагностическая работа с семьей, если надо – подключаются правоохранительные органы, опека, ребенок направляется в приют. Помощь семье, несовершеннолетним оказывается гораздо более оперативно. И каждое ведомство включается в процесс в рамках своей компетенции. Система хороша еще и тем, что позволяет отследить не только статистические данные: хорошо видны реальные услуги, состояние семьи на конкретный момент времени. Надеюсь, что она будет и дальше дорабатываться, что значительно облегчит труд специалистов. И тогда в республике больше не будет детей обмороженных, недоедающих, страдающих от побоев. А в случае ЧП никто уже не сможет сделать удивленные глаза: надо же, не было никаких симптомов...
 

Татьяна МЫЛЬНИКОВА, директор Нижнекамского центра социальной помощи семье и детям «Веста»:
Так получилось, что именно наше учреждение было выбрано в качестве базовой площадки для апробации этой информационной системы. Нам предстояло выявить ее основные проблемы, недочеты – и предложить свои пути решения. Хотя у нашего центра есть немалый опыт участия в различных инновационных проектах, поставленная перед нами задача оказалась вовсе непростой. Первое, с чем мы столкнулись – несовершенство программы, недостаток технических мощностей. Устаревшие компьютеры просто не «переваривали» таких объемов работы. Помощь специалистов «Гаилэ» была важной: мы совместно проводили обучение специалистов со всей республики на нашей базе.
На сегодняшний день в нашем районе на межведомственном социальном патронате состоит 124 семьи, в которых 256 детей. 177 из них состоят на обычном патронате, 10 – на срочном. Что же касается сроков социального патронирования, то чаще всего они укладываются в диапазон от 3 месяцев до года. Другие красноречивые цифры, которые отражает система: в течение февраля по инициативе органов управления соцзащиты поставлены на межведомственный учет 8 детей, находящихся в социально опасном положении, еще 4 – с подачи органов управления образования. Остальные ведомства пока не проявили себя. Включенность субъектов профилактики в реализацию ИПР этой целевой группы выглядит так: больше всего ИПР (124) реализуют учреждения соцзащиты, ими оказано и больше всего услуг – 1881. На втором месте (124 ИПР и 302 услуги) – органы внутренних дел, на третьем – учреждения образования (94 ИПР и 245 услуг). Дальше по убывающей учреждения управления по делам молодежи, спорту и туризму, исполкомы сельских поселений, уголовно-исполнительная инспекция, учреждения здравоохранения, центр занятости. По учреждениям культуры пока – прочерк.