Кто такие «нексусы» и что делать с «изолянтами»?

Нужны ли инновации социальной сфере республики? Вопрос риторический, поскольку практика показала, что использование новых технологий способно значительно повысить эффективность работы социальных учреждений. Поэтому Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ постоянно проводит для специалистов подведомственных учреждений научно-практические семинары, курсы повышения квалификации, различные «школы» и «круглые столы», где знакомит сотрудников со всеми новшествами. 

Один из таких семинаров, организованный Республиканским центром социально-психологической помощи населению «Зеркало», собрал сотрудников отделений помощи семье и детям Казанского центра соцобслуживания «Юаныч» и волонтеров. Темой стало обучение навыкам работы по предотвращению асоциального поведения подростков как метода профилактики правонарушений. Два семинарских дня вобрали в себя мастер-классы, практические занятия, тренинги. 
Мастер-класс «Анализ сетевого окружения подростка с деструктивным поведением» вызвал особый интерес. На нем приобщались к очень интересной новой технологии – составлению карты социальных контактов подростка. Ее модель была разработана шведскими психологами, но уже успешно используется и отечественными специалистами по работе с семьей и детьми. Научный работник «Зеркала» Ирина Васильева показала, насколько проста эта технология в обращении. На листе бумаги в центре размещается круг – это сам ребенок, по бокам секторы «семья», «родственники», «специалисты ведомств и учреждений», «друзья, соседи, знакомые», «образовательные учреждения».
– Наша задача – выявить и определенным графическим образом нанести на эту карту всех важных для подростка людей из его окружения, независимо от того, хорошо он к ним относится или нет, – подчеркнула ведущая семинара. – Всех этих людей размещаем на определенном расстоянии от подростка: приятных и любимых ближе, нелюбимых дальше. Все находящиеся в конфликте люди соединяются между собой прерывистыми линиями, хорошо контактирующие – сплошными. Чем слабее контакт, тем больше пробел между черточками. Мужчины обозначаются треугольничками, внутри которых пишется, например, «дед», «папа», «сосед». Женщин фиксируем в виде кружков. Значки умерших людей перечеркиваются. Очень значимые для ребенка лица, которые многое о нем знают, – мы называем «нексус». Для их идентификации добавляем к значку личики. Еще могут быть «изолянты» – лица, которых никто из окружения подростка, кроме него самого, не знает. Их значки обводим овалами. Если есть значимые в жизни ребенка животные – фиксируем их квадратиками. Еще есть знаки оценки: возле тех, к которым подросток относится хорошо, ставим плюс, плохо – минус, нейтрально – плюс и минус. Таким же образом можно фиксировать развитие отношений ребенка со своим окружением: если идет постепенное сближение с человеком, отмечаем это стрелочкой по направлению к центру, отдаление – от центра».
Как говорит Ирина Васильева, такую технологию уже взяли на вооружение специалисты участковых социальных служб ЦСОН районов республики: сотрудники «Зеркала» проводили для них выездные семинары. А в Казани это первое занятие.
– Плюсы использования карт социальных контактов ребенка очевидны: они помогают упорядочить полученную в ходе работы информацию о подростке и его семье, делают ее максимально зримой, – комментирует замдиректора «Зеркала» Ирэна Боброва. – Для человека несведущего может показаться, что все эти квардратики, треугольнички, различные линии – дело несерьезное. Но специалисту отделения помощи семье и детям достаточно лишь бросить взгляд на такую карту, чтобы вспомнить – есть ли у этого ребенка мама, папа, друзья, какие у него с ними отношения, и тем самым мгновенно окунуться в проблемы семьи. Ведь у каждого на патронаже не один десяток семей, в которых дети находятся в сложном и социально опасном положении.
С ней полностью согласна заведующая отделением социальной помощи семье и детям Казанского ЦСОН в Авиастроительном районе Наталья Прохорова:
–Действительно, это очень удобно. Порой, чтобы зафиксировать реальную картину состояния дел в проблемной семье, надо написать не один десяток страниц, а тут с помощью специальных символов – всего один листок. Сразу видно, кого из окружения ребенка можно подключить к совместной работе, эффективны ли проводимые реабилитационные мероприятия. Сейчас у нас на патронаже 29 семей, в которых 63 ребенка находятся в социально опасном положении. Проблемных семей гораздо больше. С каждой «точечно», ювелирно работает группа наших специалистов. Поэтому технологии, которые позволяют значительно упорядочить рабочие процессы, нас очень интересуют.
По словам заведующей отделением социальной помощи семье и детям Казанского ЦСОН в Вахитовском районе Дианы Хасановой, такая карта социальных контактов может оказаться полезной и в разрезе привлечения к сотрудничеству специалистов других учреждений, например, школы, где учится подросток: они могут оказать большую помощь, включившись в ее составление, отслеживая динамику поведения ребенка.
Ирина Васильева назвала и другие преимущества. Так, на ее основе можно составить так называемую «карту мечты» подростка, узнав о его желаниях, «историческую карту», позволяющую совершить экскурс в прошлое ребенка, «географическую» – отследить удаленность или приближенность лиц, которые близки и дороги ребенку, «биографическую карту», которая дает возможность увидеть появление или исчезновение значимых людей в сети контактов подростка за прошедшие годы, а также «гипотетическую карту», позволяющую проверить, насколько значимое лицо знает тестируемого ребенка.

Ирина ЧУДНОВСКАЯ