Вместе сделать еще один шаг вперед

В прошлом году специально для 16-летнего Камиля – своего воспитанника с ДЦП, я сочинила стихотворение, чтобы он мог прочесть его на районном фестивале творческих людей с инвалидностью «От сердца к сердцу». Застенчивый, замкнутый паренек сумел преодолеть свои комплексы, вышел на сцену и выступил так, что стал дипломантом в номинации «лучший чтец»! Он светился от счастья, вместе с ним радовалась и я: ведь это отчасти была и моя победа.

Социальным педагогом Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями я стала чуть более 10 лет назад. До этого работала библиотекарем. Первое время, конечно, было нелегко – минимум оборудования, наглядного материала, литературы, даже элементарных игрушек не хватало. Но благодаря нашему замечательному директору Наталье Сурулевой год от года наш центр преображался. И мой труд становился все продуктивнее. 
Основные слагаемые моей работы таковы: первая – это реабилитация воспитанников, развитие их личности, социальная адаптация; вторая – реабилитация семьи ребенка с проблемами в развитии; третья – изменение отношения социума к людям с нарушениями в развитии средствами межведомственного взаимодействия.
Но сегодня мало просто делать свою работу, основываясь на накопленном опыте. Надо владеть современными технологиями и методиками, ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях и цифровых ресурсах. Все это стараюсь осваивать и применять в своей профессиональной деятельности.
Спектр вопросов, которые я должна держать под контролем, большой, это подразумевает постоянный профессиональный рост. Так, в прошлом году я прошла курсы по программе «Основы сурдокоммуникации» в рамках долгосрочной целевой программы «Доступная среда». Конечно, рассчитывала, что это пригодится в работе, но не предполагала, что это даст большие результаты. А вот недавно ко мне подошла мама 10-летней Лейсан – у девочки тугоухость, поделилась: дочка ждет-не дождется, когда придет в центр на очередной курс реабилитации. Ведь теперь ее здесь понимают, общаются, она может принимать участие в мероприятиях, поскольку есть человек, который может помочь донести до нее информацию и может озвучить ее потребности и желания. Получается, я стала значимым человеком в жизни этой девочки.
Два года назад я прошла профессиональную переподготовку по специализации «логопед-дефектолог» и теперь совмещаю работу социального педагога с должностью логопеда. Это привнесло в мою профессиональную деятельность еще большую глубину и эмоциональность. Радуюсь, что то и дело происходят случаи, которые настраивают и меня, и родителей ребят на позитивную волну. Например, 7-летняя Аня с тяжелым ДЦП, анартрией не могла самостоятельного глотать и прожевывать пищу. Была поставлена задача при помощи логопедического массажа научить ее этому – о звуках пока речь вообще не шла. И вот во время прохождения курса мама девочки забегает ко мне в кабинет: наконец-то начала жевать! И мы обе даже заплакали от радости. Согласитесь: ради таких моментов стоит вкладывать все силы, опыт, умения.
Говорят, чтобы не было трудно, надо полюбить свою работу и ходить на нее с удовольствием. С годами поняла, что это действительно так: я люблю свою работу, и каждый день спешу туда. Потому что знаю – что во мне нуждаются, меня ждут, меня любят мои воспитанники.
Ольга ГАВРИЛОВА, социальный педагог Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями