Таскать колясочников на руках больше не придется

Можно хоть тысячу раз говорить и рассуждать об инклюзивном образовании, но если здание школы для инвалида – потенциального ученика сплошь будет состоять из барьеров – лестница на входе и внутри между этажами, санузел, куда протиснуться на коляске «не представляется возможным» и многое другое – вопрос этот так и повиснет в теоретической плоскости.

Прекрасно понимая это, Кабинет министров Республики Татарстан в конце прошлого года выпустил распоряжение, утверждающее, как написано в документе, «пообъектное распределение средств на проведение мероприятий по формированию в республике сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития». Под этот документ подпали более ста школ, деньги выделены, подрядчики утверждены, сейчас середина августа – работа кипит и, более того, близится к завершению: во время учебного процесса строительно-ремонтные работы не приветствуются.
Я заглянул в Елабужскую среднюю общеобразовательную школу №8, что на Проспекте Мира.
Огромный раскрыленный пандус сразу же бросился в глаза, строители как раз в этот день монтировали поручни – такие, как положено: высотой в 70 и 90 сантиметров от нижней кромки пологого заезда. На входе в школу красовалась надпись «Добро пожаловать!» А что там внутри? Два «фарфоровых» заведения внизу «расширили и углубили», двери метровые, поручни откидные, раковины с захватами. «У нас еще и пристрой, где размещаются начальный блок, спортивный зал и бассейн, полностью приспособлены к нуждам инвалидов, – знакомит со своими «владениями» заместитель директора школы по административно-хозяйственной части Ильяс Бурханов. – Пандус дополнительный поставили, дверные проемы расширили, в бассейне подъемник установили. А еще закупили два транспортера с резиновыми гусеницами, чтобы с их помощью поднимать колясочников на верхний этаж. Недели через две-три школа будет полностью вооружена тем, чем смогут воспользоваться ребята, имеющие проблемы с передвижением». «А у вас в школе вообще обучаются дети с инвалидностью?» – спрашиваю. «Насколько я знаю, человек пять находятся на домашнем обучении, одна девочка-девятиклассница плохо ходит, но ежедневно самостоятельно посещает уроки. А так мы время от времени проводим мероприятия для детей-инвалидов – в школьной библиотеке устраивают интеллектуальные игры, конкурсы рисунков, после завершения которых обязательно проводим награждение. Раньше колясочников носили на руках, а сейчас, похоже, проблем не будет».
Канут в лету архитектурные барьеры и в Казанском лицее №149 с татарским языком обучения, который расположен на улице Чишмяле. Заместитель директора по учебной части Эльвира Юнусова улыбается: «Так быстро все у нас произошло, сама удивляюсь! В начале лета ушла в отпуск, возвратилась на днях на работу, на календаре август, а школу не узнать. Кроме традиционного ремонта, здание под руками строителей буквально преобразилось. На входе – пандус и широкие двери, санузел с поручнями. У нас, я думаю, это будет все востребовано, ведь только в нашем выпускном 11 классе обучалось 4 инвалида, среди которых наша умница и надежда – Динар Залялеев, у него ДЦП. Я так обрадовалась, когда узнала на днях, что он поступил в Казанский энергетический университет. На сегодня в разных классах у нас обучаются около 15 надомников. Раньше им было тяжеловато приходить в школу, а теперь для них проложили безбарьерную дорогу. Это даст нам и перспективу – работать с учениками с особенностями здоровья более тесно, ведь инклюзия в полном понимании этого слова со временем должна будет войти в нашу жизнь».
С «обычными» школами все понятно – доступная среда там внедряется и мало-помалу ее будут обживать ребята с различными проблемами здоровья. Но в республике более 50 специальных и коррекционных школ, где до 90 процентов учеников «на группе», остальные ребята хоть и передвигаются хорошо, но имеют соматические заболевания. Там, как говорится, сам бог велел обустроить доступную среду. Конечно, часть этих школ тоже вошла в список, утвержденный распоряжением Кабмина РТ. Одна из них – Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Надежда». Исполняющая обязанности директора Людмила Зайцева не нарадуется: «Мы долго добивались, чтобы нашу школу включили в программу «Доступная среда». И вот в этом году нам выделено более шести с половиной миллионов рублей. Поскольку в нашем учреждении среди 120 ребят обучаются в том числе и колясочники, мы, конечно, в первую очередь озаботились приобретением подъемника – около миллиона рублей ушло на его закупку и монтаж. Теперь второй этаж доступен абсолютно для всех! Мы оборудовали для ребят пять туалетов. Естественно, входная группа и запасные выходы снабжены теперь пандусами. Не забыли и о «мелочах» – в актовом зале, к примеру, тоже сделали заезд на сцену для колясочников – кто-то будет когда-то выступать, петь песни или поздравлять с праздником, пусть они смогут сделать это как все – на сцене, а не перед ней. Но это только начало, на будущее запланировано переоборудование душевых, установка подъемника в бассейн. Думаю, что со временем наше учреждение в смысле доступности станет образцово-показательным».
Людмила Зайцева рассказала, что к их детишкам время от времени приходят их здоровые сверстники, и они проводят интегрированные вечера и встречи. И такие «включенные» мероприятия теперь будут проходить на территории, свободной от барьеров.
Владимир ГАРАНИН
 

 

Ирина ПРОСВИРЯКОВА, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ: 
В этом году по распоряжению Правительства РТ в республике должно быть оборудовано элементами доступности 104 общеобразовательные и коррекционные школы, на эти цели в общей сложности выделено около 272 миллионов рублей. В начале года мы провели обучающий семинар для директоров школ, общались по этому поводу с подрядчиками. Сейчас в школах вовсю кипит работа по адаптации входной группы к потребностям инвалидов-колясочников – устанавливаются пандусы, двухуровневые поручни, если у школы несколько зданий, скажем, отдельно стоящий спортзал, то там тоже делают соответствующий вход. В обязательном порядке на первом этаже отводится место под специальную санитарно-гигиеническую комнату, хотя бы одну из раковин возле столовой делают заниженной. В некоторых учебных заведениях закупаются подъемники, вот недавно ездила в Нижнекамскую спецшколу-интернат «Надежда», там установлен замечательный подъемник-лифт. А вообще летом побывала во многих школах и могу сказать, что готовность их в смысле доступности очень высока – думаю, что к 1 сентября везде уже будет сделано то, что планировалось завершить до конца года.