Там, где пенсионеры накапливают социальный капитал

В конце марта Татарстанское Отделение Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» отмечает первый юбилей главного своего детища – Университета третьего возраста. За пять лет существования это образовательное учреждение достигло большой популярности среди людей старшего поколения Татарстана. Только в Казани в нем уже прошли обучение более восьми тысяч человек, и число желающих поступить нарастает с каждым годом. У истоков этого востребованного проекта стояли энтузиасты. Среди них – Любовь Николаевна Мишина, председатель Регионального Отделения «Союза пенсионеров России», главный организатор и идейный вдохновитель, сумевшая своей убежденностью, верой и энергией поставить новое дело на крепкие рельсы.

– Любовь Николаевна, как пришла идея создания такого нетрадиционного учреждения образования?
– В 2006 году в Татарстане было образовано Региональное Отделение Союза пенсионеров России, возглавить которое предложили мне. Во главу угла деятельности новой общественной организации была поставлена задача по защите прав и жизненных интересов граждан зрелого возраста, а первым практическим шагом в этом направлении стало оказание юридической помощи населению. Организовали бесплатную консультацию для пенсионеров в Казани, наши специалисты выезжали в районы. И очень скоро стало понятно, что людям крайне не хватает информации в жизненно важных областях их деятельности. С другой стороны, у значительной части пенсионеров мы увидели ярко выраженную потребность в образовательных услугах. Так и родилась идея университета для взрослых.
– С чего начали работу?
– 24 марта 2007 года открылись три факультета: компьютерной грамотности, психологии и экономики и права.
Как только мы объявили о наборе, в университет записалось 156 человек. А в последующие учебные годы набирали уже до полутора тысяч студентов. Запись в университет проходит ежегодно только один день, как правило, в мае с 9 часов, но люди занимают очередь с 7 утра. Особо востребован курс компьютерной грамотности, в этом году изыскали возможность даже для дополнительного набора по этой программе. И все-таки не всем пенсионерам удается стать студентами, ведь наши возможности не безграничны. Мы и так ежегодно наращиваем объемы – начинали с трех, а нынче у нас функционирует уже 13 факультетов и программ. В этом году, например, открыли новый – факультет философии, опасались, что абитуриентов отпугнет такое серьезное направление, но набрали полную группу.
– Как вы сами считаете, в чем секрет успеха вашего проекта?
– Как утверждает наука, познавательная деятельность человека значительно увеличивает жизнь тому, кто этой деятельностью не перестает заниматься. Увлеченность, радость от новых открытий, постоянный поиск, активная жизненная позиция – из этого и складывается долгая и творческая жизнь. Многие из нынешних пенсионеров именно так и живут, а наш университет именно то место, где пенсионеры могут самореализовываться, да и просто находиться в компании людей, близких по духу. При этом улучшается эмоциональное состояние человека, повышается его самооценка, на задний план уходят мысли об одиночестве, своей роли в жизни. Не менее важен здесь и другой аспект: активность пенсионеров ломает стереотипы отношения нашего общества к пожилым людям как к балласту.
– На чей опыт вы опирались, создавая университет?
– Если обратиться к истории вопроса, то образование для взрослых – не такое уж новое дело для нашей страны. Первую в России бесплатную воскресную школу для взрослых открыл знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов еще в 1858 году. К концу столетия таких школ насчитывалось уже более тысячи. После 1917 года последовал знаменитый ликбез, затем были университеты под эгидой общества «Знание». В 90-е годы прошлого века эта форма лишилась государственной опеки и постепенно исчезла, но сегодня непрерывное, в том числе и неформальное образование, рассматриваемое как социальный капитал, востребовано самой жизнью. Без этого капитала невозможно становление гражданского общества, поскольку уровень гражданской активности человека напрямую связан с уровнем его образованности: образованные люди глубже вникают в сущность социальных процессов, охотнее включаются в общественную деятельность.
– Кого вам удалось «заразить» своей идеей, привлечь «под свои знамена»?
– Что касается организационных моментов – конечно, сами проблемы не решались. Но мы нашли полное понимание у наших партнеров. В первую очередь, у Отделения Пенсионного фонда России по РТ в лице его управляющего Марселя Имамова. Он выделил нам несколько помещений под аудитории, оказывает поддержку в большинстве проектов. Другим соратником сразу же стал Казанский (Приволжский) федеральный университет, на базе которого сегодня работают четыре наших факультета, преподаватели тоже оттуда. В учебных аудиториях Казанского государственного медицинского университета проходят занятия по программе «Здоровье пенсионера. Основы самопомощи». Со временем заключили соглашения о сотрудничестве с другими государственными структурами – министерствами труда, занятости и соцзащиты; по делам молодежи, спорту и туризму; Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, исполкомом Казани, многими другими муниципальными образованиями республики. Без их активной поддержки идея «Университета третьего возраста» так бы и осталась лишь хорошей мечтой.
– Университет – это звучит громко. Соответствует ли название качеству образования, которое он дает?
– За пять лет существования университета мы слышим только положительные отзывы от его выпускников. Более того, много примеров, когда студент, закончивший один факультет, записывается на другой, третий. С самого начала мы установили высокую планку. Образовательные программы разрабатываются преподавателями высшей школы, специалистами и проходят тщательную экспертизу. Мы привлекли лучших профессоров и преподавателей. Материально-техническую базу предоставляют нам образовательные учреждения, где идут занятия. При этом используется современное оборудование – компьютеры, аудио- и видеотехника, в том числе интерактивные доски. Наши студенты могут пользоваться вузовскими библиотеками, читальными залами. Экспонаты выставок, музеев, объекты архитектуры – это тоже средства обучения пожилых студентов. Учебный процесс включает в себя классический набор учебных занятий: лекции, семинары, реферирование, зачетные мероприятия, написание выпускных работ. По окончанию курса наши студенты получают сертификаты государственного образца.
– Как удается решать финансовые вопросы?
– Университет работает без бюджетного финансирования, опираясь в небольшой своей части на благотворительность и бесплатные лекции преподавателей-энтузиастов. Слушатели не платят за учебу ни копейки. Некоторой подпиткой для нас являются гранты: в 2008 году мы выиграли грант на 114 тысяч, в прошлом – на 300 тысяч рублей. Но гранты не предусматривают расходы на оплату труда, все средства идут на материально-техническое обеспечение деятельности университета. Гранты дали нам возможность, например, оснастить собственный компьютерный класс. Чтобы минимизировать административные расходы, мы даже отказались от руководящих должностей – в университете у нас нет ни ректора, ни проректора, всю организационную работу по сути ведет один человек – Тамара Шамаева и ее добровольные помощники, за что им отдельное спасибо.
– А как обстоят дела с продвижением проекта «Университет третьего возраста» в городах и районах Татарстана?
– Наш проект оказался не бумажным, он живет и развивается. Поскольку университет не может принять сразу всех желающих учиться, мы ищем другие образовательные формы: публичные лекции, школы, и часто одна перетекает в другую или рождает новую. Например, появилась школа по профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, своеобразный практический семинар для слушателей. Университеты для пенсионеров открылись во многих районах и городах Татарстана, все они пользуются большой популярностью. В Набережных Челнах на базе института социально-педагогических технологий и ресурсов функционирует 6 факультетов. На базе Педагогического института открыт университет в Елабуге, где действует 4 факультета. Идут занятия в Университетах в Бавлах, Кукморе, Сарманово, Бугульме, Чистополе , Рыбной Слободе, Новошешминске, Менделеевске, Актаныше, а с 1 февраля распахнул свои двери университет в Нижнекамске. Как видите, дело растет и ширится. Наша задача – донести его важность и необходимость до властей всех уровней. Чтобы концепция непрерывного образования взрослых стала для наших пенсионеров не просто модным словом, но нашла отражение и в законодательно-нормативной базе, и в практической поддержке, как и предусматривает Конституция РФ.
Беседовала Валентина КАЧАНОВА

Девиз Университета третьего возраста
«Через обучение –
к повышению качества жизни»