Танцуя, освобождаться от проблем

№ 14 от 20 апреля 2018 года

Несовершеннолетние, испытывающие трудности социальной адаптации, требуют особого внимания и заботы со стороны сотрудников учреждений социального обслуживания. У таких ребят часто имеются сложности в эмоциональной сфере – в основном это происходит от недостатка любви и поддержки со стороны родителей, им сложно наладить отношения и со сверстниками, и с взрослыми, они не доверяют окружающим, часто проявляют агрессивность. 

Психолог отделения социальной помощи семье и детям Казанского КЦСОН в Приволжском районе Алена Ульянова с успехом применяет в работе с такими подростками методы танцевально-двигательной терапии. Целевая группа, на которую ориентированы эти занятия, – юноши и девушки 14-17 лет.
– Работая с детьми, получающими социальные услуги в нашем отделении, мы стараемся помочь им разобраться в своих проблемах и научить преодолевать ситуативные трудности позитивными способами поведения, – отмечает специалист. – Движение, в том числе и танцевальное, является естественным способом управления эмоциональным состоянием. Именно поэтому танцевально-двигательная терапия является действенным инструментом развития навыков саморегуляции.
Конечно, никто не предлагает ребятам, у которых есть те или иные сложности в поведении, прийти на занятие и сразу начать танцевать.
– Все начинается с вводной части: я включаю в нее комплекс упражнений, который направлен на создание безопасной атмосферы, подготовку тела как инструмента эмоциональной саморегуляции,– рассказывает психолог.
В ходе основной части занятия Алена Ульянова использует целый ряд методов и техник. Например, выразительное движение. Она учит подростков, что сложные эмоции и связанные с ними события могут найти символическое выразительное движение, в котором подавленные или неконтролируемые эмоции находят выход конструктивным способом, становятся осознаваемыми и управляемыми. Скажем, кому-то из ребят кажется, что все вокруг против них, отчего они становятся ершистыми, любую мелочь воспринимают в штыки. И уж, конечно, подростки уверены, что только с ними такое случилось. Психолог объясняет, что интенсивные эмоции, агрессию можно «выплеснуть» через танец, движение, а значит, негатив теряет свою остроту и становится не столь угрожающим. Здесь большую роль играет поддержка группы. Ведь очень часто юноши и девушки подавляют в себе злость или боль, отмечает специалист, так как боятся выразить эти чувства в одиночку. Но когда это является альтруистическим жестом поддержки другого человека, то они считают это уже приемлемым, и без всякого страха проявляют эмоции.
– Завершаем занятие, которое обычно длится один-полтора часа, вербальным, то есть словесным кругом рефлексии, – говорит Алена Ульянова. – Мы вместе обсуждаем, осмысляем полученный опыт, формулируем выводы. В ходе неформального разговора я выясняю, насколько полученные инструменты эмоциональной саморегуляции, которыми ребята учились пользоваться, освоены ими.
Психолог применяет как групповые, так и индивидуальные формы работы. Ведь у некоторых участников группы схожие проблемы, а у других они имеют особенности, порой даже опасные для их здоровья. Скажем, специалисту приходится сталкиваться со случаями так называемого «самоповреждающего поведения», когда ребенок намеренно наносит себе телесный вред – порезы, царапины, прижигания – из-за чувства безнадежности, низкой самооценки, отсутствия теплых отношений в семье, насилия, пренебрежения – причин может быть множество. Это своеобразный способ превратить душевную боль в физическую, справиться с тревогой, «выплеснуть» свой гнев и ярость.
Например, Алена Ульянова рассказала о пятнадцатилетней Вике Н., которая постоянно пощипывала себя – такова была реакция на проблемы в семье: родители-алкоголики практически не участвовали в жизни дочери. Полностью предоставленная себе, девочка стала замкнутой, резко менялось настроение, она на все очень остро реагировала. Она настолько ушла в свои переживания, что это мешало ей концентрировать внимание и запоминать необходимую информацию в школе. Пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться положительных перемен в поведении девочки. Очень помог комплекс индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий, направленных на выстраивание доверительных отношений с ней, чтобы та открылась и поделилась своими проблемами. Психолог обучала Вику навыкам управления своими эмоциями, самостоятельного выхода из стрессовых ситуаций конструктивными способами. Девочка стала уверенней, не боится обращаться за помощью к взрослым, в школе повысилась успеваемость.
Сказать, что все подростки сразу без проблем включаются в деятельность группы, было бы неправдой. Некоторые не то что танцевать – поначалу разговаривать отказываются.
– Многие из моих юных подопечных недоверчивы и находятся в постоянном состоянии "защиты" от взрослых, – говорит Алена Ульянова. – Один восьмиклассник сказал мне: "Что вы со мной возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по математике все время говорит!" Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. И он как бы проверяет: вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет? Получается такой "коммуникативный тупик", выбираться из которого надо неторопливо и терпеливо.
В таких случаях специалист довольно эффективно использует технику "Зеркало", основанную на механизме «кинестетической эмпатии». Суть его заключается в том, что «отзеркаливая» позу, движения, дыхательный паттерн – глубину дыхания, мышечное напряжение подростка, психолог выстраивает с ним раппорт – контакт на невербальном уровне, позволяющий понять его внутреннее состояние, создать атмосферу безопасности, понимания и принятия, поддержки. Это помогает восстановить базовое доверие подростка, ослабить его защиты и начать работать с проблемой.
Опыт работы Алены Ульяновой говорит о том, что метод танцевально-двигательной терапии дает положительные результаты в работе психолога по различным направлениям: с созависимостью, внутрисемейными, межличностными проблемами подростков со сверстниками и прочими проблемами, составляющими трудности социальной адаптации. Разработанный специалистами отделения социальной помощи семье и детям Казанского КЦСОН в Приволжском районе социальный проект «Семейный клуб «Матрешка» получил грант Республиканского конкурса «Общественная инициатива-2017». Он направлен на укрепление семейных ценностей посредством развития практических навыков гармоничного и конструктивного взаимодействия внутри семьи, в том числе обретения навыков невербального общения средствами танцевально-двигательной терапии.
Дилара ВАФИНА