Центр «Апрель»: безнадежных детей не бывает

№ 19 от 1 июня 2018 года

Лет двадцать назад бытовал такой термин – "необучаемые" дети. То есть психолого-медико-педагогические комиссии некоторым ребятам с инвалидностью не могли дать путевку в жизнь в принципе. Их не определяли даже в коррекционное учреждение, обрекая тем самым детей на «растительное» существование.

Открывшийся в 2001 году в Казани Реабилитационный центр для детей и подростков «Апрель» сделал первые шаги по возврату таких «обреченных» маленьких членов общества в социум. «Мы начали работать с теми, кого вообще никуда не брали, – рассказывает директор «Апреля» Наталья Трифонова. – В том числе с детьми с синдромом Дауна, с детьми с расстройством аутистического спектра. И мы понимали: с такими детишками обязательно надо работать, пока они еще маленькие. Потому что у них еще мозг пластичен, очень многие вещи можно поправить. И такой подготовленный ребенок впоследствии спокойно пойдет в детский сад и школу. Мы начали с раннего вмешательства, нашли специалистов в этом направлении в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства, в Московском Центре лечебной педагогики, которые нам очень помогли. Наши сотрудники побывали там на семинарах, получили сертификаты и стали работать по этим методикам». 
Сейчас реабилитационных центров, восстановительных клиник достаточно много. Но до сих пор, если ни в одном из них не смогли зацепиться, найти понимание и приют родители с «особенным» ребенком, у которого очень тяжелые нарушения, они приходят в «последнюю инстанцию» – центр «Апрель».
С чего начинается работа с маленьким клиентом? Производится первичный прием, когда с ребенком знакомятся – врач с педагогом или два педагога, специалист по социальной работе и педагог или логопед и инструктор ЛФК. И в этой сборной команде специалистов – все на равных, и они определяют – какой реабилитационный маршрут выстроить?
В «Апреле» используется масса реабилитационных технологий и методик, в том числе творчески доработанных, адаптированных к ребятишкам, на которых традиционные технологии могут воздействовать слабо или они вовсе неэффективны.
К примеру, в центре только сенсорных комнат – целых три. И они все разные: для малышей и для более взрослых ребят. Есть традиционный сенсорной кабинет, который используется в ранней помощи. Если в традиционном понятии такой кабинет больше подходит для релаксации, снятия стресса, то в «Апреле» он работает на развитие межполушарных связей и мозжечковой стимуляции. В нем, скажем, есть что-то похожее на светящийся дождь, и это визуальное воздействие направлено на понимание схемы тела для ребенка, который его не чувствует. Ведь метод "сенсорной интеграции" тренирует вестибулярный аппарат, оттачивает двигательные навыки. Ребенок вроде бы играет, а на самом деле проводится кропотливая работа, в ходе которой специалист добивается существенных изменений к лучшему.
В центре активно применяется технология «визуальная стратегия».
– Общеизвестно, что у человека визуальная сторона восприятия окружающего мира самая сильная, – вводит в курс дела методист центра Фируза Луконина. – Везде у нас много зрительных опор. Мы учим родителей пользоваться визуальным расписанием не только во время занятий, но и дома, и в магазине, и в любой жизненной ситуации. Это помогает структурировать у ребенка в голове всю информацию, с помощью картинок ребенок учится планировать и принимать временные изменения. Он начинает понимать, что определенное действие – например, урок – не бесконечно, а имеет окончание. После него он пойдет домой или займется каким-то любимым делом. Ребенок, глядя на визуальное расписание, понимает, что он сейчас, например, изготовит за столом поделку, потом пойдет на занятие к логопеду, затем на ЛФК и все – его учебный план на сегодня выполнен. Он это знает заранее, тем самым снижается уровень тревожности, ребенок становится более спокойным, с удовольствием выполняет задания педагогов. Эта технология работает в любом возрасте.
С успехом в «Апреле» используется и система коммуникации при помощи карточек PECS. Ведь общаться и передавать свои мысли можно не только с помощью слов, а используя жесты, картинки, фотографии, символы. Ребенку, который испытывает трудности в общении или не может разговаривать, такой коммуникативный инструментарий позволяет выразить свои желания, потребности, чувства.
Некоторые родители опасаются – научим ребенка картинками пользоваться, и он вовсе не будет говорить! Но ведь специалисты центра собирают все элементы коммуникации в одно: скажем, показывая какой-то графический символ, обязательно проговаривают то, что изображено. Это позволяет в конечном итоге развить речь и уйти от картинок.
Для детей и подростков, которые имеют поведенческие расстройства, испытывают трудности в общении для развития речи и грамотности применяется система «Макатон», где одновременно используются жесты, слова и изображения. Например, детей с синдромом Дауна начинают обучать с общеизвестных «житейских» жестов (например, пить – подносишь ко рту пальцы, которыми будто чашку держишь, и втягиваешь воздух, будто пьешь). Потом постепенно подключают карточку с изображением этого действия, а рядом еще и слово написано «пить». Естественно, это слово проговаривается вслух. Помимо всего прочего здесь идет обучение глобальному чтению. Ребенок порой еще не знает алфавита, а уже начинает читать, запоминая слова зрительно! Конечно, он различает элементарные слова, обозначающие простые действия.
Для выработки математических знаний и представлений в центре применяется методика «Нумикон», когда цифровое обозначение можно потрогать, увидеть. То есть математические представления формируются через зрительные и тактильные анализаторы. Например, есть специальные формы, похожие на разноцветные лото, только с дырочками. Они, как пазлы, складываются в картинку. Вначале дети с ними играют, нанизывают на шнурочки, надевают на пальчики, тем самым узнают, что эти фигурки различного цвета, у них разное количество дырочек. Пальцы, руки, глаза – все каналы чувств ребенка запоминают эти «математические» штучки. От этой игровой ступени постепенно переходят к другой: непосредственно к математическим заданиям. И получается, что ребята автоматически, как таблицу умножения, запоминают и производят простейшие упражнения – по сложению и вычитанию двухзначных чисел. Нумикон позволяет производить даже умножение и деление, если ребенок к этому будет способен.
Сергей Р. – ребенок с расстройством аутистического спектра после реабилитации в «Апреле» пошел в школу. До этого счету обучался с помощью «Нумикона». Сегодня набором с фигурками он уже не пользуется, но привычка считать с помощью подручного материала у него сохранилась. Бабушка, которая воспитывает мальчика, привезла как-то в центр его тетрадь: в ней примеры с обычными цифрами, а сверху над каждой цифрой сообразно значению Сергей кружочки подрисовывает – и решает пример. Все равно что по пальцам считает. Главное, он понял, как надо делать вычитание и сложение, у него это отложилось в голове. А кружочки – никому не мешают.
Конечно, в центре «Апрель» учат ребят не только общаться, вести себя в разных ситуациях, прививают простейшие навыки общежития, здесь проводят и серьезную физическую реабилитацию. Недавно приняли на работу специалиста ЛФК Нафису Шакирову, которая использует в своей практике кинезотерапию с элементами йоги.
Все специалисты центра применяют массаж сенсорной суммации. Это воздействие на руки и ноги, когда с помощью усилий, нажатия, постукивания происходит глубокая проработка суставов. Это полезно для всех, у кого есть двигательные нарушения, нарушено осознание собственного тела или есть поведенческие нарушения. Этот массаж уравновешивает даже гиперактивных детей. Специалист учит родителей делать его дома.
Очень важный момент: когда у ребенка заканчивается очередной курс реабилитации, обязательно проводится встреча родителей и специалистов с обсуждением результатов восстановительных мероприятий. 5-6 специалистов одновременно находят время, приходят, и каждый рассказывает, какая стояла задача, что получилось, а над чем еще предстоит поработать. И на что нужно обратить внимание дома. Родители тоже говорят – с какими ожиданиями пришли, оправдались ли они? Руководство «Апреля» считает очень важным такую обратную связь, которая направлена на то, чтобы помочь маленькому человечку вступить во взрослую жизнь максимально – насколько позволяет его физическое и умственное состояние – подготовленным.
Владимир ГАРАНИН
 

 

Наталья ТРИФОНОВА, директор Реабилитационного центра для детей и подростков «Апрель»
Каждый четверг в 14.00 на протяжении уже 17 лет мы проводим супервизии, во время которых все наши специалисты рассказывают – каких результатов в своей работе они добились, на что нужно обратить внимание их коллегам, делятся знаниями, полученными во время посещенных семинаров и конференций. Мы много снимаем на видео процесс реабилитации. Обсуждаем, подсказываем – что нужно подправить, что доработать, что получается, а что не очень. Как необходимо перестроить работу, чтобы был хороший результат. Пересматриваем программу реабилитации для достижения положительной динамики. Такое обучение и обмен опытом внутри коллектива считаю чрезвычайно полезным. И это работает на конечный – максимально качественный – результат реабилитации.
 

 

Лилия БЕРЕЗИНА
У моей дочери Лизы расстройство аутистического спектра, до трех с половиной лет была неорганизованным, неусидчивым, "полевым" ребенком, она ходила по кругу, ее невозможно было усадить за стол. Я доходила порой до отчаянья. Но мы попали в центр, и постепенно все нормализовалось. Воспитатель Резида Ханнанова занималась с девочкой по системе PECS, логопед Феруза Шигабиева научила ее произносить звуки, слова, социальный педагог Ольга Погодина – математическим навыкам и навыкам общения. Каждый вкладывал душу! И что же – в этом году мы с Лизой закончили 1 класс обычной общеобразовательной школы № 97! Девочка часть времени сидит в обычном классе, а часть – в ресурсном. Может писать и разговаривать. Сверстники с ней играют, общаются. Для нас сотрудники «Апреля» сотворили чудо!