Излечивая израненные детские души

№ 20 от 8 июня 2018 года

«К любому делу подходить с душой и уважать людей, которые вокруг тебя» – так психолог Пестречинского социального приюта для детей и подростков «Шатлык» Римма Садыкова определяет главный секрет своего профессионального успеха. 

В учреждении она работает 11-ый год, пришла сюда еще будучи студенткой Института управления и права. Стать психологом была ее мечта – сначала, чтобы разобраться в себе, потом – чтобы помочь другим. Говорит: за время работы в приюте научилась не обращать внимания на многое, принимать окружающих такими, какие они есть. Стала человеком более проницательным, участливым. Ведь каждому из ее воспитанников надо помочь сердцем, поучаствовать в жизни. Судьбы у всех непростые – пьющие родители, которым нет до своих детей никакого дела, перенесенные психологические травмы, отравляющие всю дальнейшую жизнь. Обида на весь мир, патологический страх, неверие в себя, агрессия или апатия – вот лишь самый узкий спектр проблем, с которыми приходится работать психологу в социальном приюте. Как заставить этих повидавших такое, от чего кровь в жилах стынет, детей снова поверить взрослым, научить жить обычной полноценной жизнью? 
– Римма Садыкова – специалист высокого уровня, – говорит директор «Шатлыка» Резеда Халилова. – Работая над социальной адаптацией воспитанников, она использует индивидуальный и дифференцированный подход. Постоянно широко применяет наглядность, собственные разработки занятий, компьютерные презентации. Пристальное внимание она уделяет формированию основ здорового образа жизни, развитию творческих навыков воспитанников. Видно, что достигнутые результаты и успехи детей приносят ей большое удовлетворение.
Садыкова вспоминает: первое время ее просто шокировало, что таких маленьких детей родители бросают на произвол судьбы, что мальчишки и девчонки – с нормальным интеллектом, слухом – не знают значения самых простых слов, не владеют элементарными бытовыми навыками и уж тем более навыками общения, восприятия. Их нужно учить многому из того, что является естественным для ребят из обычных семей. Но самое главное – лечить израненные детские души. Римма до сих пор помнит своих первых воспитанников. Среди них было трое девочек-подростков, с которыми пришлось очень трудно: все воспринимали в штыки, хотели жить прежней вольной жизнью. Регулярные индивидуальные и групповые занятия мало-помалу дали результат: их удалось увлечь учебой, творчеством, параллельно велась работа с семьями, в итоге девочки вернулись домой, поступили в профучилища. В памяти психолога и маленькая Кристина, у которой за время нахождения в приюте маму лишили родительских прав. Девочка была замкнутой: в семье с ней обращались жестоко, поэтому она боялась даже протянутой к ней руки. Реабилитационная работа с ней дала хороший эффект, Кристина начала посещать музыкальный кружок в приюте, потом даже участвовала в районных, республиканских конкурсах. Сейчас она живет в приемной семье, и у нее все хорошо.
Каждодневная кропотливая работа всегда дает результат. И вот уже новички, глядя на других, рисуют на занятиях по арттерапии гуашью и красками, в том числе пальчиками, начинают участвовать в мероприятиях по танцетерапии, в ролевых играх, которые тоже ведет Римма. А девочки, прежде играющие только во что-то наподобие «пришла пьяная тетенька, потом водки еще принесли пьяные дяденьки» просят записать их в действующие в приюте кружки по домоводству, сами вплетают в косички яркие ленточки. Хорошая отдача от занятий по релаксации в сенсорной комнате, групповых тренингов.
Режим работы у Садыковой в две смены – с 8 утра до 4 вечера или с часу дня до 8 вечера. За 11 лет через нее прошли около пятисот детей. Психолог считает своей самой большой наградой, что многие до сих пор поддерживают с ней связь, советуются в сложных ситуациях. У первых выпускников уже давно свои дети, достойная работа, одним словом, все сложилось как надо. Сама Садыкова тоже все время старается учиться, не пропускает ни одного республиканского семинара, которые проводит Минтрудсоцзащиты РТ, активно перенимает опыт коллег из других приютов. Только так, говорит, и можно оставаться на одной «волне» с воспитанниками. Она гордится, что дети ей доверяют.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ