Подобрать «ключик» к каждому ребенку

«Я счастлива, что работаю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Асылташ»!» – так начинается работа, которую социальный педагог из Набережных Челнов Елена Трушкова подготовила для Республиканского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания». 

– Большинство наших воспитанников – ребята из проблемных семей, озлобленные на весь свет и разуверившиеся во всем, поэтому подобрать к каждому «ключик» – это целое искусство, – рассказывает директор центра Дамир Ханзаров. – Многие из них не знают самых элементарных вещей об окружающем мире, у них плохо развиты память, внимание, нет никакого желания учиться. Им трудно общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. У Елены Трушковой получается наладить контакт со всеми. Потому что она – настоящий профессионал, человек творческий, неравнодушный, всегда готовый помочь. 
Подопечные дневного отделения центра, где работает Трушкова – дети в возрасте от 6 до 18 лет. Возрастной диапазон широкий, и каждый ребенок требует индивидуального подхода. Срок их реабилитации – от 3 до 6 месяцев, поэтому положительного результата необходимо достичь в самые короткие сроки.
– Мы диагностируем каждого вновь поступившего ребенка, чтобы выявить степень его педагогической запущенности, – делится профессиональными наработками Елена Александровна. – Беседуем, проводим компьютерное тестирование, и в итоге выявляем интересы и потребности, трудности и проблемы, характер отклонения в поведении. Суммируя результаты диагностик социальных работников, психологов, дефектолога, воспитателей, медицинских работников, я разрабатываю на каждого воспитанника индивидуальную программу реабилитации. Ее конечная цель – решить проблемы детей и их семей. За последние 3 года я разработала 189 ИПР.
У каждого из ребят – свои «болевые точки»: кто-то не может наладить контакт с родителями и сверстниками, от кого-то стонут школьные учителя, кого-то затянула плохая компания. Как им помочь? «Прежде всего, я стараюсь выстроить с ними отношения, – объясняет социальный педагог. – В общении с детьми очень важно умение выслушать и услышать, прочувствовать настроение. Бывает, что приходится преодолевать в себе первое негативное впечатление от кого-нибудь из воспитанников. Потом в рамках реализации ИПР использую такие методы, как убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникших проблем. Применяю и групповую или индивидуальную формы работы. С каждым воспитанником не менее одного раза в неделю провожу индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по отработке техники чтения у младших воспитанников, развитию познавательных процессов».
Циклы групповых коррекционно-развивающих занятий «Плечом к плечу» и «Игровая мозаика» тоже направлены на преодоление школьной дезадаптации воспитанников «Асылташа». На них ребята узнают много интересного об окружающем мире, учатся говорить, читать и общаться, контролировать себя. Чтобы они сразу включались в занятие, каждое из них строится на какой-нибудь игровой ситуации. В итоге мальчишки и девчонки очень увлекаются происходящим, чувствуют себя комфортно и спокойно, им гораздо проще осваивать новые знания и делать что-то вместе друг с другом.
Уже третий год Елена Трушкова готовит младших воспитанников к школе: для этого в центре разработана специальная программа. Для ребят из проблемных семей это очень важно – большинство из них не готовы к усвоению учебного материала, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. «Если это не преодолеть, очень скоро у них пропадет интерес и желание учиться вообще, – делится социальный педагог. – У всех детей разные возможности, уровень развития, поэтому я стараюсь проводить занятия так, чтобы «зацепить» всех – в игровой, занимательной форме. Делаю акцент на развитие интеллектуальных способностей детей, стараюсь обеспечить благоприятный эмоциональный фон».
Елена Трушкова много размышляла над тем, как обучить подростков строить взаимодействие с окружающими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания. В результате возникла авторская программа «Один за всех и все за одного». В ходе тренингов, развивающих занятий и игр – все они с патриотическим уклоном – ребята учатся работать в команде, вести диалог, аргументировать свою позицию и находить компромиссные решения проблем. Кстати, игра-путешествие «Солдатская тропа» с приглашением фронтовиков и тружеников тыла, ставшая в центре традиционной, – это тоже инициатива Трушковой. В 2010 году команда «Асылташа», которую готовила Елена Александровна, заняла первое место в региональной интеллектуальной игре «Брейн-ринг» среди воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних! С 2009 года Трушкова участвует в организации оздоровительно-трудовой лагерной смены по программе «Город Мастеров», которая дает возможность подросткам совмещать оздоровление, отдых и оплачиваемый труд. Разработка методики организации и проведения очень популярной сегодня региональной военно-патриотической игры «Робинзон» – тоже во многом заслуга социального педагога. В активе специалиста – и участие в семинарах, посвященных социальной реабилитации несовершеннолетних. Кстати, ее опыт работы опубликован в методическом пособии «Мероприятия и творческие дела в деятельности социального педагога» для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Но все-таки своим самым большим достижением Трушкова считает доверие и уважение воспитанников.
Анна ПРОНИНА