Рожденная под звездой милосердия

№ 20 от 7 июня 2019 года


95-летняя жительница Верхнего Услона Анна Бажанова считает своего соцработника Наталью Санникову очень близким, родным человеком. Говорит, за те полгода, что она ее обслуживает, привыкла к ней как к дочке.

Мы навестили Анну Бажанову – труженицу тыла, вдову участника Великой Отечественной вместе с начальником отдела соцзащиты Ириной Алеевой и директором КЦСОН «Островок надежды» Натальей Сигаевой. И соцработник как раз у нее была. Бабуля ею не нахвалится: «Я еще даже подумать не успею, а Наташа уже по хозяйству все сделала. Она моя правая рука, мои глаза и уши, с полуслова понимаем друг друга». На соцобслуживании в центре Анна Сергеевна с 2014 года, за это время попросила сменить двух соцработников. А с Наташей общий язык нашла сразу. Своих детей у ветерана нет, муж умер более 20 лет назад. Сейчас бабуля плохо ходит, с трудом видит. Но интереса к жизни не потеряла: выходит прогуляться под ручку с соцработником в магазин или на рынок, высаживает с ней комнатные цветы, красит яйца на Пасху, чтобы угостить всю местную ребятню. 
В центре соцобслуживания Санникова трудится с 2015 года, пришла сюда сразу после окончания института. По специальности она инженер-технолог изделий из кожи. Но вот вышла замуж за услонского парня, переехала на его родину, а в КЦСОН как раз была вакансия соцработника. Вспоминает: сразу дали обслуживать 3 бабушек и 2 дедушек. Свои родители у нее умерли, так что относилась к подопечным как к родным. Сейчас ухаживает за шестерыми, практически все – люди очень возрастные. Например, Александре Земсковой уже 96 лет. Ирина Алеева, которая начинала свою карьеру заведующей надомным отделением КЦСОН, дополняет: «У Наташи всегда были очень сложные подопечные – инвалиды 1 группы, долгожители. Мы все удивлялись, как быстро она находит общий язык даже с теми, от кого отказывались другие соцработники! Человек она очень терпеливый, заботливый, и, что очень важно, настолько тонкий психолог, все у нее всегда хорошо да гладко. Мы стараемся делать ставку именно на таких инициативных и ответственных молодых людей, которые искренне болеют за свое дело».
Согласно регламенту, ко всем своим подопечным Наталья должна приходить 4 раза в неделю. Но реально получается больше. Все обслуживаемые Санниковой живут в разных частях райцентра, а местность в Услоне гористая. Пока поднимешься с тяжелой сумкой – семь потов сойдет. Приносит продукты и лекарства, оплачивает коммунальные платежи, кому-то помогает готовить и мыть посуду, убираться. Абсолютно все хотят свежего молочка и теплого хлеба, поэтому приходится вставать пораньше, чтобы успеть закупиться. Старики очень ценят, что, как бы соцработник ни была занята, она всегда находит время с ними поговорить. Вместе рассматривают старые фотоальбомы, пенсионеры с удовольствием вспоминают молодость. От применения «терапии воспоминаниями» Наталья Санникова видит большую отдачу: пожилые люди успокаиваются, оптимистичнее смотрят в будущее. Эту и многие другие технологии соцобслуживания пенсионеров она освоила на учебе соцработников, которая проводится в КЦСОН каждый месяц. Говорит, очень помогают и полученные знания, например, о психологии людей преклонного возраста, особенностях ухода за ними, действиях в случае ЧП. В работе соцработников это обычное дело – то вдруг сердце у подопечных прихватит, то давление подскочит: надо уметь оказать первую медицинскую помощь. Жизнь есть жизнь, случаются и бытовые аварии вроде протечки крана или требующего срочной замены унитаза, надо реагировать быстро. Был в практике Натальи и случай посерьезнее, тут пришлось подключать руководство КЦСОН, местных депутатов: одна из подопечных, 70-летняя инвалид 1 группы, жила в общежитии на 3 этаже, и канализации в ее комнате не было. Соседи наотрез отказывались, чтобы трубы проходили через их жилье. Но в итоге проблему удалось решить успешно.
Спросила у соцработника: что самое трудное в ее работе? «Когда мои дедушки и бабушки болеют, – не задумываясь, ответила Санникова. – Очень за них переживаю. Думаю, черствые люди не могут быть соцработником». Кстати, у Санниковой трое детей, в том числе один – приемный. Двое старших школьники – отличники, занимаются в разных кружках, участвуют в соревнованиях, третий пока ходит в садик. Бывает, что Наталья берет их к своим подопечным – просто для того, чтобы подняли настроение ее обслуживаемым, спели песню или вручили сделанные своими руками поделки. Поинтересовалась у Натальи: неужели никогда не хотела сменить работу? «Нет, я нужна здесь, своим подопечным, – ответила соцработник. – Они меня так ждут, так искренне встречают и провожают, благодарят от чистого сердца. Поэтому какие бы задачи передо мной ни стояли, я все осилю. Ведь на мою помощь надеются столько стариков».
Ирина ЧУДНОВСКАЯ