Соцработники трудятся в штатном режиме

№ 21 от 5 июня 2020 года


Даже в условиях ограничительных мер из-за коронавируса надомные отделения центров социального обслуживания населения республики продолжают функционировать в штатном режиме. Ежедневно 2100 социальных работников отправляются к своим подопечным – а их ни много ни мало 13830 человек, чтобы оказать жизненно важные услуги, доставить им необходимые лекарства, продукты питания и товары первой необходимости.

В Азнакаевском КЦСОН «Омет» на надомном соцобслуживании находятся 313 человек, 279 – это люди старше 65 лет. Среди них 4 бывших фронтовика, труженики тыла, вдовы погибших или умерших участников Великой Отечественной, дети войны. Их обслуживают 50 соцработников. «Прежде, чем мы приступили к работе в условиях самоизоляции, в КЦСОН провели учебу для соцработников: проинформировали о мерах безопасности, о технологиях психологической поддержки подопечных, о том, как контролировать их физическое состояние, – рассказывает замдиректора Регина Ахмадишина. – И, конечно, провели беседы на дому с получателями соцуслуг об ограничениях по передвижению. Соцработники взяли на себя всю ответственность по жизнеобеспечению подопечных, вплоть до переговоров с родственниками. Нагрузка на них возросла многократно».
В КЦСОН разработали памятки, буклеты о том, как вести себя в условиях пандемии: соцработники раздали их клиентам. Помимо актуальности доставки продуктов и лекарств, резко возросла потребность в оказании психологических услуг: льющийся с экранов телевизоров негатив доводил некоторых пожилых людей до состояния паники. Психологи отделения социальной помощи семье и детям провели с соцработниками специальное занятие, объяснили, как в таких случаях вести себя. Если было необходимо – консультировали обслуживаемых по видеосвязи. Соцработники проводили с подопечными занятия по терапии воспоминаниями, устраивали рисуночные тесты. Все это помогло обрести душевное равновесие, например, 92-летней вдове участника войны Гульзихан Касимовой: после просмотра старых фотоальбомов вместе с соцработником Гульгеной Хазиевой долгожительница всегда успокаивается, начинает смотреть на мир радостнее. У 95-летнего бывшего фронтовика из Азнакаево Ивана Енина в период самоизоляции возникла серьезная проблема – сломалась газовая колонка. Мужчина неслышащий, общаться с внешним миром ему трудно. Соцработник Регина Афзалова связалась с НГДУ, где ее подопечный когда-то работал, оттуда пришли волонтеры – разумеется, соблюдая все меры безопасности. И необходимый бытовой прибор снова заработал. «Наши соцработники на постоянной телефонной связи с подопечными, – рассказывает Регина Ахмадишина. – С нашей подачи все завели «Тетрадь самочувствия получателей соцуслуг», ежедневно мониторят температуру подопечных, узнают, есть ли жалобы на здоровье». И когда вдруг одной из соцобслуживаемых бабушек вдруг стало плохо –заболело горло, стало трудно дышать – сработали оперативно. Соцработник тут же вызвала врача, пенсионерку госпитализировали, тест на коронавирус показал положительный результат. Соцработника тут же отправили на самоизоляцию, бабушку – в клинику в Альметьевск. Но второй и третий тесты, к счастью, были отрицательными. «Этот случай подтвердил, что мы не имеем права терять бдительности, что необходимо и дальше держать ситуацию на строгом контроле, ведь речь идет о жизни наших подопечных», – подчеркивает Регина Ахмадишина.
В Заинском КЦСОН «Радость» 25 социальных работников обслуживают 176 человек, из них 162 старше 65 лет. 92 пенсионера проживают на селе, им помогают 15 соцработников. «В условиях отсутствия транспортного сообщения между городом и селом, с введением режима самоизоляции услуги социальных работников стали особенно актуальны, – отмечает директор КЦСОН Людмила Симонова. – У многих получателей социальных услуг дети проживают далеко. В эти сложные дни навещать своих родителей они не могли. И именно соцработники обеспечивают пожилым людям дополнительные возможности в решении своих бытовых нужд, уход и заботу».
Поскольку люди старше 65 лет в условиях распространения коронавирусной инфекции находятся в особой зоне риска, и им не рекомендовано покидать свои дома, абсолютно все их бытовые заботы социальные работники взяли на свои плечи, стараясь выполнить все пожелания и просьбы своих подопечных. В числе самых востребованных, конечно, услуги по закупке продуктов, товаров первой необходимости, лекарств. Кроме того, соцработники поддерживают получателей социальных услуг душевными беседами, обсуждением новостей, живым интересом к состоянию своих подопечных. «В период самоизоляции пожилыми людьми особенно остро ощущается утрата прежних социальных ролей и связей, смысла жизни, – говорит директор КЦСОН. – Чтобы избежать кризисных ситуаций, соцработники проводят с подопечными занятия по терапии воспоминаниями, кино-, библио-, гарденотерапии. Так пенсионеры отвлекаются от грустных мыслей, настраиваются на позитив». Взять хотя бы 70-летнюю подопечную КЦСОН Галину Алексеевну К.: по выходным она всегда выезжала с сыном на дачу. С началом пандемии пенсионерка больше не может заниматься любимым делом и очень из-за этого расстраивается. И соцработник предложила ей переключиться на комнатное цветоводство. Теперь вместе пересаживают растения, поливают их, рыхлят землю, читают журналы по цветоводству. Занятия гарденотерапией также помогают пенсионерке развивать мелкую моторику рук, улучшают настроение, снимают психологическое напряжение и эмоциональную усталость.
От терапии воспоминаниями в центре тоже видят большую отдачу: практика показывает, что такие занятия эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, спасая от одиночества и депрессии. Социальный работник Светлана Попова заметила, что ее подопечный 80-летний Владимир Петрович С. чем-то встревожен. Ей удалось разговорить его, оказалось, он в последнее время часто вспоминает детство, которое пришлось на лихие военные и послевоенные годы. Найдя в лице соцработника благодарного слушателя, пожилой человек стал рассказывать о том периоде своей жизни. И ушли тревоги, улучшилось самочувствие.
Яркие краски в жизнь обслуживаемых добавляют и неравнодушные индивидуальные предприниматели. Так, в апреле владелец сети цветочных магазинов Риф Ахметзянов предложил привозить букеты пожилым юбилярам, находящимся на соцобслуживании. В учреждении, конечно, восприняли такой почин с радостью: юбиляры почтенного возраста очень переживали, что из-за существующих запретов они останутся без поздравлений и гостей. Но праздник в их дом все же пришел: соблюдая все меры предосторожности, специалисты КЦСОН и соцработники посещали подопечных, поздравляли их, преподносили букеты.
– В связи с эпидемиологической обстановкой со всеми пожилыми получателями надомных социальных услуг работаем в том числе дистанционно: держим связь по телефону, регулярно созваниваемся, – рассказывает директор Арского КЦСОН «Центр милосердия» Миляуша Шакирова. – Социальные работники ежедневно отправляют фотоотчет о проделанной работе и о состоянии здоровья подопечных. У нашего отделения даже увеличивается численность обслуживаемых. Это связано с тем, что родственники, которые раньше ухаживали за своими бабушками и дедушками, соблюдают режим самоизоляции. Либо граждане категории 65+, прежде самостоятельно ходившие в магазин, стали нуждаться в бесконтактной доставке. В общем, людей, которым нужна наша помощь, стало больше.
Так, в «Центр милосердия» обратилась пожилая жительница Казани с просьбой назначить социального работника для своей матери Раисы Шайдуллиной. Эта бабушка – инвалид первой группы, по дому самостоятельно не передвигается. А дочь из-за сложившейся обстановки не может приезжать и за ней ухаживать. Специалисты «Центра милосердия», выехав на место, уточнили обстоятельства и назначили социального работника. Также в учреждение обратилась и одиноко проживающая семейная пара Хисматуллиных. У жены ампутировали левую руку, вести хозяйство стало сложно. Сам глава семьи тоже нуждается в посторонней помощи: возраст дает о себе знать. Теперь к ним тоже приходит социальный работник. Причем, все документы для принятия на надомное обслуживание в КЦСОН оформили сами в рамках межведомственного взаимодействия.
– Чтобы свести возможное распространение коронавирусной инфекции к минимуму, с 20 марта в «Центре милосердия» организована работа телефона «горячей линии» по оказанию помощи одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам по доставке продуктов питания, лекарств, не требующих выписки рецепта, оплате услуг ЖКХ, – рассказывает Миляуша Шакирова. – Она работает ежедневно, без выходных с 8 утра до 6 вечера. Специалисты принимают заявки, а также консультируют по возникающим вопросам. В доставке продуктов первой необходимости задействованы волонтеры из числа соцработников. На сегодняшний день оказано 359 консультаций, продукты доставлены 120 одиноким гражданам. От пожилых жителей района, которые воспользовались этой услугой, мы слышим много слов благодарности.
В канун 75-летия Победы социальные работники «Центра милосердия» помогли 32 пожилым получателям надомных соцуслуг в уборке придомовых территорий, высадили на огородах рассаду. А в домах провели генеральную уборку, вымыли окна и стены.
В условиях самоизоляции для оказавшихся в четырех стенах, окруженных тревожащей информацией пожилых обслуживаемых центра важна любая поддержка, любые положительные эмоции. Понимая это, специалисты КЦСОН смогли договориться с хозяйкой магазина «Арзан» Лейлей Мингазовой, которая каждую неделю священного для мусульман месяца Рамазан, по пятницам привозила бесплатно пожилым одиноким людям горячий хлеб. Такой помощью воспользовались более 150 человек. А местный интернет-магазин «Мое солнышко» передал получателям надомных соцуслуг медицинские маски.
Забота об одиноких людях старшего поколения, находящихся на социальном обслуживании, – одна из важных задач в период самоизоляции. Социальные работники окружают вниманием представителей старшего поколения и инвалидов, обеспечивают им необходимую помощь и поддержку.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ