Тщательно выстраивая реабилитационный маршрут

№ 22 от 19 июня 2020 года


У 5-летнего Вовы К. не развит крестец, он сильно косолапит, до самого последнего времени не ходил. На ноги встал только после первого курса реабилитации в Бугульминском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение». А после второго курса, к огромной радости мамы, начал ходить самостоятельно! С ребенком занимаются физиотерапевты, инструктор по ЛФК, массажист, психолог. По их рекомендациям мама продолжает занятия с сыном дома. Она очень благодарна сотрудникам центра, которые всегда и во всем ее поддерживают, дают правильный жизненный настрой.

В «Возрождении» принимают на реабилитацию детей-инвалидов с рождения до 18 лет. Спектр заболеваний самый широкий – от болезней эндокринной системы и органов зрения до хромосомных нарушений. Учреждение рассчитано на 35 койко-мест, из них 18 – это полустационарная форма пребывания, 15 – стационарная плюс два сопровождающих взрослых. Продолжительность курса – 21 день. С 2006 года учреждение работает с детьми и подростками с ограниченными возможностями не только из Бугульминского, но и других районов республики. Причем, издалека приезжают все чаще – многим нравится особая камерность этого компактного учреждения, индивидуальный подход. 
– Гордимся тем, что, побывав у нас, родители стараются везти своих детей на реабилитацию именно к нам – все отмечают доброжелательный, квалифицированный персонал и особую домашнюю обстановку, – говорит директор «Возрождения» Елена Старостина. – Мы выстраиваем реабилитационный маршрут каждого ребенка, который постепенно усложняется с каждой последующей задачей. Активно внедряем современные адаптированные программы по различным аспектам реабилитации: здоровьесберегающие, трудо-арттерапевтические технологии, технологии социокультурной направленности. Динамика реабилитации за прошлый год составила 83 процента. За это время социальные услуги у нас получили 335 детей. У большинства – ДЦП, психические заболевания и врожденные аномалии развития. У 82 процентов наших подопечных в итоге значительно увеличилась реабилитационная активность, мелкая моторика рук, у 67 процентов снизился уровень тревожности, у 59 процентов улучшились показатели состояния психомоторной и волевой сферы.
Среди этих воспитанников, например, 14-летняя Алсу Т. Удивительное дело: несколько лет назад она впервые приехала в центр на инвалидной коляске. Массаж, парафинолечение, лечебная физкультура сделали свое целительное дело – сейчас Алсу ходит без поддержки, учится в обычной школе. По словам инструктора ЛФК Светланы Башкировой, особенно хорошо в работе с ней зарекомендовали себя методики кинезиотерапии. В прошлом году в центре внедрили две новые, не менее эффективные реабилитационные технологии: Башкирова прошла обучение через Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ по кинезиотейпированию и войтатерапии. Их применение очень результативно: у «особых» детей быстро снимаются контрактуры, улучшается моторика конечностей.
У другого маленького реабилитанта, 8-летнего Ислама Г., помимо серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата диагностировали и интеллектуальное недоразвитие. Еще сравнительно недавно он совсем не издавал осмысленные звуки. Большую пользу дали логопедический массаж, су джок терапия, артикуляционная гимнастика, игровые, дыхательные и логоритмические упражнения. Прогресс есть: мальчик стал подражать словам окружающих, научился просить нужный предмет – он уже четко выговаривает слово «дай».
– Этот процесс очень длительный и сложный, поскольку дети имеют самый широкий спектр отклонений: кроме нарушений речи присутствует и недоразвитие слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость, – рассказывает логопед Альбина Латифуллина. – Если для одного ребенка подходят те или иные формы и методы работы, то у другого с тем же диагнозом они не дают положительных результатов. Поэтому развивающую среду необходимо постоянно усовершенствовать, использовать различные как традиционные, так и инновационные технологии по преодолению нарушений речи у детей.
Такая комплексная работа помогла и Полине К. У девочки тяжелый спастический тетрапарез, она совершенно не говорила, ей было даже трудно пошевелить языком. Сейчас начала мало-помалу выговаривать первые осмысленные звуки.
– Кто-то из реабилитантов прежде всего нуждается в коррекции эмоциональной сферы, поведенческих навыков, кого-то нужно социализировать, чтобы не стеснялся своего недуга, начал общаться с окружающими, а для кого-то сделать акцент на профориентацию и предпрофессиональную подготовку, – комментирует заведующая отделением социальной адаптации Ирина Бондаренко. – У подавляющего большинства наших подопечных двигательные патологии, поэтому так востребованы социально-бытовые, трудовые услуги. Мы учим их самостоятельно одеваться, держать ложку, пить из чашки, делать простые поделки своими руками. Оборудовали уголок социальной адаптации, где дети и их родители могут научиться пользоваться техническими средствами реабилитации, делать необходимые приспособления из подручных средств.
Основой упор здесь делается на отработке необходимых в повседневной жизни бытовых навыков. В частности, на приготовлении пищи. Занятия организованы в виде работы клуба «Вкусные истории». Под руководством инструктора по труду Татьяны Шакирзяновой ребята узнают, что означают такие слова, как ингредиенты, технологическая карта приготовления, эстетичность оформления, сервировка. Учатся резать овощи, жарить картошку, печь блинчики, накрывать на стол. Раз в две недели обязательно готовят какое-нибудь блюдо национальной кухни. Благо, есть все необходимое оборудование – от пароварки и мультиварки до газовой плиты и блендера. Все это – подарки благотворителей в рамках республиканской акции «Сможем вместе». Весной прошлого года реабилитационный центр по линии Минтрудсоцзащиты РТ получил малые средства реабилитации, предназначенные для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: благодаря им освоить процесс готовки могут даже дети с тяжелой инвалидностью. Тут на помощь приходят специальные терки, которые можно удерживать одной рукой, ножи с утяжелением, тарелки с присосками к столу и многое другое. Практически у каждого из членов клуба «Вкусные истории» есть свои маленькие победы. Так, Салима Х. научилась самостоятельно нарезать салат, Диляра К., удерживая ложку, замешивает тесто, Алексей В. с помощью адаптивной щетки очищает овощи для винегрета. У этих детей плохо действуют руки, им сложно захватывать и удерживать предметы. Но еженедельные занятия, интерес и желание увидеть результат своего труда помогают преодолеть все трудности. Специалисты «Возрождения» уверены, что приобретенные навыки непременно помогут их подопечным во взрослой жизни. Кроме того, такие занятия очень повышают самооценку ребят, развивают мелкую моторику рук, учат работать в команде. Возможно, кто-то в дальнейшем выберет поварское дело в качестве профессии.
– Профориентации воспитанников мы уделяем большое внимание, делаем все, чтобы в стенах центра наши ребята получили хорошие практические навыки, поняли, в каком именно виде деятельности смогут реализовать себя лучше всего, – говорит Елена Старостина. – Мы оборудовали несколько профориентационных уголков – сами пошили для кукол костюмы представителей разных профессий. Приобрели игрушечные парикмахерскую, мини-магазин, чемоданчик «Кукольный доктор». Все это помогает нашим «особым» воспитанникам примерить на себя различные роли.
Старшие ребята помимо готовки пробуют себя и в качестве портных и закройщиков – занятия в швейной мастерской пользуются большой популярностью. Причем, по словам директора, подчас шить и кроить у мальчишек получается гораздо лучше, чем у девчонок. Абсолютно все, кому это здоровье позволяет, к концу первого курса уже запросто строчат фартуки, косынки, прихватки. Профориентационная работа активизировалась, когда благотворители подарили центру большую настольную игру «Проф-икс». Воспитатель Альбина Иркагалеева проводит с ее использованием занятия с реабилитантами от 10 лет. А ребятам помладше весело и интересно «рассказывает» о разных профессиях мишка Тедди – эту очень красивую ростовую куклу учреждение купило на средства гранта республиканского конкурса «Общественная инициатива-2019». Теперь этот мишка – желанный герой на различных занятиях, играх, праздниках. Вместе с ним ребятам гораздо проще осваивать новое, настроиться на активную реабилитационную работу. Поскольку дети очень заинтересованы, делают все с желанием, соответственно, и усваивают информацию гораздо лучше.
Серьезную реабилитационную составляющую имеют и заседания клуба выпускников, который действует в «Возрождении» уже 10 лет. Вошло в традицию, что на них собираются и нынешние подопечные центра, и их родители. Для них важно увидеть, сколько среди бывших реабилитантов учреждения людей, которые, несмотря на проблемы со здоровьем, живут нормальной полноценной жизнью – смогли найти себя в профессии, создали семьи, воспитывают детей. Кто-то плюс к этому выступает на сцене, устраивает свои творческие выставки. Значит, и у тех, кто сейчас проходит реабилитацию в центре, должно все сложиться как надо. В этом им в «Возрождении» обязательно помогут.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ