Когда есть возможность обрести новые навыки
№ 6 от 19 февраля 2021 года
Жительница Балтасинского района Аниса Х. – мама ребенка-инвалида. Женщина и рада бы трудоустроиться, но оставить одного сына дома не может – он нуждается в постоянном уходе. Хотя дополнительный доход семье очень нужен: у отца нет постоянного заработка, приходится довольствоваться только временными работами. Когда специалисты отделения социальной помощи семье и детям районного КЦСОН «Наз» пригласили Анису к себе в учреждение на занятия по швейному делу, женщина согласилась, не задумываясь.
Говорит, была рада получить новые навыки, которые дадут и чувство собственной востребованности, и пусть небольшой, но "довесок" к семейному бюджету. Азы швейного дела Аниса освоила на занятиях хорошо, прослышав об этом, к ней начали обращаться односельчане, родственники – кому-то нужно починить одежду, кому-то сшить постельные комплекты. Кроме этого, молодая мама увлеклась изготовлением арт-композиций, украшений из фоамирана – это сейчас модно и востребовано. Она начала участвовать в творческих конкурсах, выставках-продажах. В КЦСОН Анисе помогли оформиться через Интернет в качестве самозанятой. Таким переменам в своей жизни женщина не нарадуется: под боком и ребенок, и интересная работа.
– Кабинеты социально-трудовой реабилитации в центрах соцобслуживания республики были открыты в 2017 году в рамках «Комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Республике Татарстан на 2016-2017 годы», – комментирует заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева.
– Его главной задачей стало создание межведомственной модели социального сопровождения семей, нуждающихся в социальной помощи, посредством социально-трудовой реабилитации, механизмов их эффективного социального сопровождения, внедрения эффективных социальных технологий и, конечно, мотивации семей на самообеспечение и улучшение качества жизни.
В Балтасинском КЦСОН «Наз» уже 3 года работают 4 кабинета трудовой реабилитации. Среди направлений – «Компьютерная грамотность», «Швейное дело», «Парикмахерское дело» и «Садоводство».
– Все они укомплектованы необходимым оборудованием, приобретенным на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также за счет собственных средств учреждения, – рассказывает начальник районного отдела соцзащиты Алсу Гатиятуллина. – Программы занятий составлены так, чтобы мотивировать представителей многодетных, неполных семей, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов, к трудоустройству в форме самозанятости и в итоге улучшению их уровня жизни. Что же касается детей из семей этой целевой группы, то главный акцент в работе с ними делается на профессиональном самоопределении, формировании профессиональных интересов.
Занятия в кабинетах ведут все 4 специалиста отделения помощи семье и детям: каждый разработал свои программы занятий, календарно-тематические планы, методические пособия. «Мы привлекаем и специалистов из других учреждений, волонтеров, людей, увлеченных этими направлениями деятельности, – говорит завотделением Эндже Корбанова. – Все это помогает сделать часовые занятия более информационно насыщенными и интересными, сформировать и закрепить у участников целевой группы новые практические навыки. Главное – это учитывать реалии жизни. Например, если раньше в кабинете «Компьютерная грамотность» специалист учил получателей социальных услуг, как применять информационные ресурсы для использования Портала госуслуг, развития творчества, то сейчас делаем акцент на поиске вакансий, освоении работы в онлайн-режиме». Среди тех, кому занятия пошли на пользу, – неполная многодетная семья А. Занятия в кабинете «Садоводство» помогли матери освоить новые для нее навыки, она научилась выращивать рассаду, хранить зимой урожай, увлеклась разведением цветов. Семья З. – тоже неполная, здесь двое несовершеннолетних детей. Занятия в трудовом кабинете «Парикмахерское дело» пришлись маме на руку: теперь она, как минимум, экономит деньги на стрижке сына и дочери. Женщина набирает популярность как парикмахер и среди соседей и родственников. Собирается зарегистрироваться в качестве самозанятой. «За все время работы трудовых кабинетов участниками целевой группы стали 93 семьи, нуждающиеся в социальном сопровождении, – говорит Эндже Корбанова. – Мы внедрили такие технологии, как «Правовой навигатор», создана «Школа родительского всеобуча».
В Альметьевском КЦСОН «Опека» сейчас работают два кабинета трудовой реабилитации: по швейному делу и садоводству. Целевая группа – это ребята из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 8 до 14 лет, в том числе и дети-инвалиды. Специалисты стараются помочь им получить трудовые навыки, которые можно и использовать в повседневной жизни, и помогут в дальнейшем выбрать востребованную профессию. За год через эти кабинеты проходят более 50 несовершеннолетних. «При организации работы исходим из личностных потребностей ребенка, – говорит директора центра Анна Латыпова. – Так, например, ребятам с инвалидностью подчас тяжело заниматься в группе. С ними сначала работаем индивидуально, а уже потом привлекаем к занятиям с остальными». Вот и 13-летняя Оксана Н. поначалу долго не могла привыкнуть к новой обстановке: девочке с инвалидностью было трудно концентрировать внимание, плохо слушались руки. Как выяснилось в ходе психолого-педагогической диагностики, обстановка в семье сложная: папа на горизонте отсутствует, мама вынуждена крутиться, как может. Поскольку за девочкой нужен постоянный уход, на работу выйти не получается, с деньгами, понятное дело, напряженка. Отсюда – довольно напряженные отношения между мамой и дочкой, к тому же у них обеих очень низкая самооценка. Сначала с ними специалисты проводили индивидуальные арттерапевтические занятия, использовали ресурсы имеющихся в учреждении лекотеки и сенсорной комнаты. Потом Оксана начала посещать кабинеты трудовой реабилитации по программам «Садоводство» и «Швейное дело». В это время мама, которой прежде не с кем было оставить девочку, могла заняться своими делами. Сейчас микроклимат в семье значительно улучшился, девочка приобрела многие полезные навыки, у нее улучшилась мелкая моторика рук. Мама планирует заняться поиском надомной работы.
– Хорошо укомплектованные современным оборудованием кабинеты трудовой реабилитации очень интересны для ребенка: тут и многофункциональные швейные машины, и гладильные доски с утюгами, удобные столы для кройки и шитья, манекены, ведра, лейки, лопаты, садовая тележка, ноутбук и различные наглядные пособия, – говорит исполняющая обязанности заведующей отделением социальной помощи семье и детям Светлана Ахмадуллина. – Дети изучают теорию швейного и садового дела, правила техники безопасности, узнают, что такое почва, удобрения, какие виды растений бывают, как за ними ухаживать. Освоив азы, ребята потом под присмотром специалиста самостоятельно кроят, шьют, учатся сажать семена и пикировать рассаду. Это помогает им чувствовать собственную востребованность, у детей улучшается координация движений, концентрируется внимание, развивается память.
В Заинском КЦСОН «Радость» посетителями кабинетов трудовой реабилитации по направлениям «Садоводство», «Парикмахерское дело», «Компьютерная грамотность», «Швейное дело» являются получатели социальных услуг и активные пожилые пенсионеры. В их числе – женщины, воспитывающие детей-инвалидов, – участницы клуба «Путь к себе», члены клуба «Поддержка» для слабослышащих и людей с нарушением слуха, участники детских клубов «Девчата», «Улыбка», «Альтернатива», родители и несовершеннолетние из семей, находящихся на межведомственном социальном патронировании, члены многодетных и малообеспеченных семей, заключивших социальные контракты, активные пожилые пенсионеры из клуба «Пульс», тоже действующего при КЦСОН.
Работа кабинетов продолжалась даже в период всеобщей самоизоляции: специалисты проводили онлайн-консультации, онлайн-занятия посредством WhatsApp, социальных сетей Instagram, «ВКонтакте». «Родители и дети с большим энтузиазмом принимали участие в групповых занятиях, познавательных часах, мастер-классах по темам «Интернет и дети», «Наши комнатные растения», «Мода и стиль», «Поговорим о прическах», – рассказывает директор КЦСОН Людмила Симонова. – В 2019 году мы стали партнером районного общества инвалидов при подготовке проекта «Я могу сама!» Он был направлен на социальную интеграцию и реабилитацию женщин, воспитывающих особенных детей, через социально-трудовую реабилитацию. На грант республиканского конкурса Кабинета Министров РТ для занятий швейным делом приобретены швейная машина, оверлок, расходные и вспомогательные материалы, необходимые для шитья. На обучающих занятиях женщины повышали навыки кройки и шитья, изготовления разных полезных для дома вещей, а также ремонта и реставрации одежды. Для некоторых женщин это потом дало возможность зарабатывать, они получили статус самозанятых». Среди них, например, мама маленькой Арины Ирина К. – участница клуба «Путь к себе». На занятиях она научилась создавать нужные и красивые вещи для себя, для подарков и даже на продажу. А в то время, пока мама училась, с ее дочкой здесь же, в центре, специалисты занимались в группе кратковременного пребывания.
Кабинет трудовой реабилитации по компьютерному делу тоже получил финансовую подпитку в рамках гранта – за проект «Снова в школу», получившего в сотрудничестве с советом ветеранов поддержку от Министерства экономики РТ. Для 104 пожилых людей была открыта «Школа активного пенсионера». Специалисты проводят обучающие занятия в форме лекций, бесед, тренингов, теоретических и практических работ. В том числе по компьютерной грамотности. Теперь выпускники этой «школы» могут самостоятельно записаться на прием в поликлинику, прочитать онлайн свежие новости в любом из периодических изданий, оставить отклик на газетную публикацию, получить юридическую консультацию и многое другое. Они научились включать веб-камеру и спокойно вести диалог с родственниками и знакомыми в Skype, посылать электронные письма. Компьютер и Интернет уже стали неотъемлемой частью их жизни.
Кабинеты социально-трудовой реабилитации в центрах соцобслуживания республики, открытые в 2017 году, оказались очень востребованными. Применяемые в их работе эффективные практики социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, помогают и взрослым, и детям обрести новые навыки, повышающие качество жизни.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ