Для чего проводят «семейную конференцию»?

№ 8 от 5 марта 2021 года


14-летняя жительница Мензелинска Альбина К. со своей мамой не ладила. Папа в этой семье умер, мать, чтобы прокормить семью, с утра до ночи трудилась на нескольких работах. Мало-помалу она совсем потеряла контакт с дочкой. Альбина вела себя вызывающе, агрессивно, в школу ходить отказывалась, связалась с плохой компанией. Закончилось все тем, что девочка оказалась в социальном приюте «Тургай», который находится в селе Матвеевка Мензелинского района.

Там она на первых порах тоже не отличилась примерным поведением – без конца конфликтовала с окружающими, грубила, слышать не хотела ни о каких занятиях. Для скорейшей реабилитации этой семьи специалисты решили использовать такую социальную технологию восстановительной медиации, как семейная конференция. И этот подход себя полностью оправдал: отношения у членов семьи постепенно наладились, Альбина вернулась домой.
– Восстановительную медиацию мы начали практиковать в октябре прошлого года, – комментирует директор Илгиза Исхакова. – Эта технология оказалась очень актуальной: контингент у нас сложный, чаще всего воспитанники поступают из проблемных семей, где есть целый клубок внутрисемейных конфликтов, где взрослые и дети ведут себя по отношению друг к другу агрессивно или, наоборот, апатично, испытывают большие трудности с адаптацией в социуме. Найти к ним «ключик» непросто. И медиация как наиболее мягкая форма альтернативного разрешения споров, без сомнения, тут может помочь.
Внедрение новой социальной технологии специалисты начали с изучения полученных из Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ методических пособий, знакомились с опытом работы в этом направлении других учреждений. На этой основе выработали свой алгоритм и программу. Далее создали свою медиаторскую службу. В ее состав вошли замдиректора, завотделением социальной реабилитации, специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог. Реализовать технологию восстановительной медиации в «Тургае» решили в двух плоскостях: урегулирование конфликтов между членами семьи (так называемая семейная конференция) и сверстниками – воспитанниками приюта.
Напомним, медиация – это форма разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны – медиатора. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Такой подход помогает сэкономить время и эмоциональные силы участников спора. При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально. Медиация ориентирована не столько на выяснение, кто прав, а кто виноват, сколько на конструктивный поиск решений.
– Эту технологию вполне можно использовать для решения проблем современной семьи, где имеет место эмоциональное отчуждение родителей и детей, отсутствие во взаимоотношениях понимания, обычной любви и ласки, – говорит психолог Эльвира Завьялова. – Остро стоит потребность в новых эффективных методах и в работе с семьями «группы риска». Среди множества технологий управления конфликтными ситуациями, в том числе и семейными, именно медиация помогает выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию конфликта и условия его разрешения.
Все это, конечно, не дело одного дня, а долгий и целенаправленный процесс, совсем непохожий на публичные разборки «на ковре» времен Советского Союза. Первым делом участников ненавязчиво готовят к прилюдному обсуждению их проблем: проводят индивидуальные психологические беседы, релаксации и диагностики, а когда они будут готовы, приглашают на своего рода «круглый стол». Кстати, участие в таких мероприятиях принимают и старшие воспитанники с активной жизненной позицией. Но задача членов медиаторской группы – не огульно критиковать, а создать условия, чтобы дети и взрослые услышали и поняли друг друга.
Например, Альбина К. долгое время наотрез отказывалась встречаться со своей мамой, та тоже была очень на дочь обижена. Когда в ходе психологической работы остроту накала страстей с обеих сторон удалось сгладить, их пригласили на семейную конференцию – так называемую семейную восстановительную встречу.
– Разработанная нами программа призвана способствовать активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации, – отмечает Эльвира Завьялова. – Медиация, которая по сути своей направлена не на состязательность конфликтующих сторон, а на сотрудничество – прекрасный инструмент для сглаживания многих «острых углов».
В ходе этой встречи Альбина спокойно высказала, что ее не устраивает во взаимоотношениях с мамой. Та, в свою очередь, озвучила свое видение. Участники медиаторской службы задавали вопросы, позволяющие направить разговор в позитивное русло. После Альбине и ее маме дали время, чтобы они поговорили наедине. Затем к делу снова подключился психолог – попросил обеих написать или нарисовать, как они видят пути выхода из создавшейся конфликтной ситуации. В итоге члены этой семьи признали, что разлука была для них очень тяжела, и помирились.
Но на этом работа с мамой и дочкой не завершилась: позже социальный педагог Гульнара Нуриева провела для обеих занятие по арттерапии «Тропинка родительской любви». Бывшим «враждующим» сторонам предстояло нарисовать свои чувства друг к другу в виде тропинок. Затем к процессу снова подключилась Эльвира Завьялова. Под ее руководством Альбина и ее мама играли в настольную игру «Я – родитель». Как оказалось, здесь тоже нет никакого морализаторства и ущемления человеческого достоинства – все происходит достаточно увлекательно: участники игры кидают кубик, вытягивают карточки с вопросами, где проигрываются различные ситуации, вместе обсуждают ответы. Кстати, обе эти игры для развития технологии восстановительной медиации вместе с другими методическими пособиями приюту выделило министерство. Альбину и ее маму привлекали к совместным занятиям песочной терапией, они релаксировали и учились расслабляться в сенсорной комнате, делали вместе различные поделки в кабинете трудотерапии, выполняли различные домашние задания. Когда утраченное доверие между ними достаточно окрепло, обеим сторонам предложили подписать примирительный договор. Завершилась эта история счастливо: после окончания курса реабилитации Альбина вернулась домой. Перед тем, как она покинула приют, специалисты учреждения дали маме подробные рекомендации, как правильно вести себя с дочкой: например, составлять режим дня, беседовать по душам, проводить совместный досуг. Эта семья, как и многие другие, пока по-прежнему на контроле у членов медиаторской группы «Тургая»: сотрудники то и дело узнают по телефону, все ли здесь в порядке, не нужна ли помощь, переписываются в соцсетях и ватсапе.
У 15-летней воспитанницы приюта Оли Н. возникла другая ситуация: девушка из проблемной семьи не на жизнь, а насмерть конфликтовала со своим одноклассником Азатом М., который тоже проходил реабилитацию в «Тургае». Парень, который справлялся с учебой гораздо лучше, сначала не дал списать, потом не так посмотрел, толкнул – и вот уже дело дошло чуть ли не до потасовок. Для разрешения этого нарастающего, как снежный ком, конфликта, тоже привлекли медиаторов. После индивидуальных психологических бесед оба согласились стать участниками «круглого стола» по восстановительной медиации. Но предварительно специалисты учреждения проводили с ними занятия по трудо-, арттерапии. Особенно понравились подросткам занятия с использованием игры «Мастер сказок». Участники здесь тоже должны вытягивать карточки и высказывать свое отношение к жизненным ситуациям, которые изложены в метафорической форме. После подписания примирительного договора воспитанники конфликтовать перестали, теперь они даже помогают друг другу готовиться к контрольным и экзаменам.
– Новую технологию наши юные подопечные оценили сразу: их привлекла, в первую очередь, возможность равноправного сотрудничества со взрослыми, – говорит Эльвира Завьялова. – Для нас это тоже был новый опыт создания безопасной среды для полноценного развития и социализации несовершеннолетних, повышения уровня психолого-педагогической и социальной компетентности родителей, использования семейных ресурсов и помощи изнутри самой семьи. Положительные результаты очень обнадеживают: в каждой из четырех семей, которые прошли через службу медиации, дети вернулись домой, поскольку результаты реабилитации оказались положительными. Всех их мы держим на контроле, но проблем, к счастью, пока нет. Значит, свою задачу мы выполнили – научили самостоятельно преодолевать конфликты, разруливать сложные ситуации.
В «Тургае» уверены: когда пандемия коронавируса окончательно сойдет на нет, и работа учреждения войдет в свое обычное русло, будет возможность использовать восстановительную медиацию гораздо активнее. Члены медиаторской группы уже подготовили свои предложения по внедрению этой технологии в масштабах района – это позволит проводить на местах раннюю профилактику семейного неблагополучия.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ