Готовить кадры, способные работать в условиях жесткой конкуренции

В Нижнекамске 10 августа состоится заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, на котором речь пойдет о проблемах и перспективах развития профессионального образования. Какие задачи стоят сегодня перед учреждениями начального и среднего профобразования республики? Что нового принесет новый учебный год? Об этом мы говорим с заместителем министра труда, занятости и социальной защиты РТ Кларой ТАЗЕТДИНОВОЙ.

– Клара Алексеевна, наверное, главный воп­рос перед 1 сентября: кого и в каком количестве готовить в учебных заведениях, подведомственных министерству?

– Разумеется, ведь по решению Правительства республики именно наше министерство определено государственным заказчиком подготовки кадров в системе НПО и СПО. Мы формируем госзаказ, учитывая перспективную потребность экономики Татарстана на пять лет вперед, ежегодно его корректируем, исходя из потребностей отраслевых министерств и работодателей. 
В рамках формирования государственного заказа на подготовку кадров на 2012/2013 учебный год подведомственными учебными заведениями заключено около 1,5 тысячи договоров с работодателями на подготовку 25 тысяч человек, в том числе с такими крупными предприятиями как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «КАМАЗ», ОАО «КАПО имени Горбунова», ОАО «Красный Восток-Агро». Конечно, такое количество мы подготовить не можем, поскольку ограничены в финансах. Проблема заключается в том, что работодатели не заинтересованы во взаимодействии с нашими учебными заведениями на основе целевых договоров на подготовку кадров. Предприятия не заявляют о необходимости подготовки специалистов, не хотят вкладывать средства в их подготовку, предпочитая переманивать готовых специалистов. Кроме того, дает о себе знать недостаточный уровень кадрового планирования и прогнозирования на предприятиях. Скажем, отдельные малые предприятия через год-два вообще закрываются. В этом году мы пошли по новому пути и решили формировать госзаказ на подготовку специалистов для всех уровней профессионального образования публично, с привлечением не только работодателей, но и экономистов, муниципалитетов и экспертов.
– Но министерство ведь владеет информацией о том, какие специалисты будут необходимы республике в ближайшие годы?
– Конечно. Более того, мы подготовили Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующий приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан. Он включает в себя 350 наименований, среди которых 124 профессии начального и 154 специальности – среднего профессионального образования.
И при формировании госзаказа на 2012/2013 учебный год в первоочередном порядке учитывались именно позиции, вошедшие в этот список. В результате сложилась потребность по 74 профессиям и 93 специальностям, соответствующая направлениям развития экономики нашей республики.
Анализ объемов государственного заказа в разрезе профессий и специальностей показывает, что наиболее востребованы, как и в прошлом году, учебные заведения, готовящие кадры для сферы обслуживания и общественного питания, высокий рейтинг также у технических специальностей.
– Учреждения профобразования считают, что они выпускают дос­таточно подготовленные кадры, а работодатели часто недовольны, у них – свои требования к новичкам. Видимо, тут дело в отсутствии единых подходов?
– Для решения проблем тру­доустройства выпускников начального и среднего профессионального­ образования, а также для повышения уровня ква­лификации выпускников­ нео­бходимо внедрение системы независимой сер­тификации квалификации выпускников учреждений. 
При наличии разработанного профессионального стандарта независимая оценка на соответствие ему может осуществляться по желанию любого участника рынков труда и образования – работодателя, работника, учебного заведения, выпускника.
Существенный момент: для осуществления сертификации неважен источ­ник получения компетенций – это может быть основное или дополнительное профессиональное образование, самостоятельное обучение, обу­чение на предприятии. Для работодателя определяющим является наличие необходимых компетенций, а не формы их получения. На федеральном уровне разработана необходимая нормативно-правовая база для внедрения этого механизма и запущен процесс создания Центров оценки и сертификации квалификаций. Мы тоже проводим работу в этом направлении.
– Для того, чтобы выпускать специалистов высокой квалификации, необходимо, чтобы обучали профессии те, кто сам – настоящий ас в этой области. Но всегда ли так обстоит на деле?
– Вопрос повышения профессиональных компетенций мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО стоит довольно остро. Анализ показал, что из 1154 работающих специалистов этого уровня почти 55 процентов не имеют соответствующей профессиональной квалификации, у 38 процентов – разряд выше устанавливаемого выпускникам – обычно это 3 разряд.
На базе ресурсных центров и промышленных предприятий в прошлом году повысили свои профессиональные компетенции 60 мастеров производственного обучения. Практически все они прошли аттестацию с подтверждением или увеличением тарифного разряда до уровня 6-го. По результатам отборочных тестов 12 лучших мастеров прошли стажировку в Германии. Четверо – по специальности «повар», а восемь мастеров, обучающих по специальности «сварщик», стали слушателями семинаров в ресурс-центре академии концерна BMW AG. Их ждала очень насыщенная программа: обучающие тренинги по различным дисциплинам, посещение учебных заведений и предприятий, в ходе которых наши специалисты даже попробовали свои силы на немецком оборудовании и технике. Полученные знания мастера теперь передают своим ученикам и коллегам. Перед каждым поставлена задача подготовить двух-трех потенциальных победителей конкурсов профессионального мастерства и сделать несколько выступлений перед коллегами. В этом году повысить свои профессиональные компетенции смогут еще 100 мастеров производственного обучения.
– А каков будет, если можно так выразиться, лейтмотив заседания коллегии?
– Думаю, общий тон разговору даст тема модернизации образования. Необходимо создать условия для выпуска кад­ров, способных внедрять в производство передовые технологии, работать в условиях жесткой конкуренции и готовых к освоению инноваций в течение всей жизни. Учитывая, что технологии производства в промышленности, например, или требования к качеству услуг в сфере обслуживания, меняются постоянно, невозможно разово модернизировать образование и зафиксировать на достигнутом уровне. Поэтому модернизация образования – процесс непрерывный и сегодня правильнее говорить о том, что окончательно определены направления реформирования образования в республике и пройдены первые этапы. А впереди – много работы…
Беседовала
Дилара ВАФИНА

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан находится 78 учреждений профессионального образования. 
Из них:
30 учреждений начального профессионального образования,
в том числе:
- 13 профессиональных лицеев;
- 17 профессиональных училищ. 
47 учреждений среднего профессионального образования,
в том числе:
- 35 профессиональных колледжей;
-12 техникумов. 
1 учреждение высшего профессионального­ образования – Набережночелнинский государ­ственный торгово-технологический институт осуществляет трехуровневую подготовку кад­ров по программам НПО-СПО-ВПО.
49 образовательных учреждений являются автономными.

 

Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ подготовлен Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующий приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан. 
Перечень включает в себя 350 профессий и специальностей, в том числе:
-124 профессии начального профессионального образования;
-154 специальности среднего профессионального образования;
-72 направления подготовки высшего профессионального образования.