Готовить кадры, способные работать в условиях жесткой конкуренции
В Нижнекамске 10 августа состоится заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, на котором речь пойдет о проблемах и перспективах развития профессионального образования. Какие задачи стоят сегодня перед учреждениями начального и среднего профобразования республики? Что нового принесет новый учебный год? Об этом мы говорим с заместителем министра труда, занятости и социальной защиты РТ Кларой ТАЗЕТДИНОВОЙ.
– Клара Алексеевна, наверное, главный вопрос перед 1 сентября: кого и в каком количестве готовить в учебных заведениях, подведомственных министерству?
– Разумеется, ведь по решению Правительства республики именно наше министерство определено государственным заказчиком подготовки кадров в системе НПО и СПО. Мы формируем госзаказ, учитывая перспективную потребность экономики Татарстана на пять лет вперед, ежегодно его корректируем, исходя из потребностей отраслевых министерств и работодателей.
В рамках формирования государственного заказа на подготовку кадров на 2012/2013 учебный год подведомственными учебными заведениями заключено около 1,5 тысячи договоров с работодателями на подготовку 25 тысяч человек, в том числе с такими крупными предприятиями как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «КАМАЗ», ОАО «КАПО имени Горбунова», ОАО «Красный Восток-Агро». Конечно, такое количество мы подготовить не можем, поскольку ограничены в финансах. Проблема заключается в том, что работодатели не заинтересованы во взаимодействии с нашими учебными заведениями на основе целевых договоров на подготовку кадров. Предприятия не заявляют о необходимости подготовки специалистов, не хотят вкладывать средства в их подготовку, предпочитая переманивать готовых специалистов. Кроме того, дает о себе знать недостаточный уровень кадрового планирования и прогнозирования на предприятиях. Скажем, отдельные малые предприятия через год-два вообще закрываются. В этом году мы пошли по новому пути и решили формировать госзаказ на подготовку специалистов для всех уровней профессионального образования публично, с привлечением не только работодателей, но и экономистов, муниципалитетов и экспертов.
– Но министерство ведь владеет информацией о том, какие специалисты будут необходимы республике в ближайшие годы?
– Конечно. Более того, мы подготовили Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующий приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан. Он включает в себя 350 наименований, среди которых 124 профессии начального и 154 специальности – среднего профессионального образования.
И при формировании госзаказа на 2012/2013 учебный год в первоочередном порядке учитывались именно позиции, вошедшие в этот список. В результате сложилась потребность по 74 профессиям и 93 специальностям, соответствующая направлениям развития экономики нашей республики.
Анализ объемов государственного заказа в разрезе профессий и специальностей показывает, что наиболее востребованы, как и в прошлом году, учебные заведения, готовящие кадры для сферы обслуживания и общественного питания, высокий рейтинг также у технических специальностей.
– Учреждения профобразования считают, что они выпускают достаточно подготовленные кадры, а работодатели часто недовольны, у них – свои требования к новичкам. Видимо, тут дело в отсутствии единых подходов?
– Для решения проблем трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования, а также для повышения уровня квалификации выпускников необходимо внедрение системы независимой сертификации квалификации выпускников учреждений.
При наличии разработанного профессионального стандарта независимая оценка на соответствие ему может осуществляться по желанию любого участника рынков труда и образования – работодателя, работника, учебного заведения, выпускника.
Существенный момент: для осуществления сертификации неважен источник получения компетенций – это может быть основное или дополнительное профессиональное образование, самостоятельное обучение, обучение на предприятии. Для работодателя определяющим является наличие необходимых компетенций, а не формы их получения. На федеральном уровне разработана необходимая нормативно-правовая база для внедрения этого механизма и запущен процесс создания Центров оценки и сертификации квалификаций. Мы тоже проводим работу в этом направлении.
– Для того, чтобы выпускать специалистов высокой квалификации, необходимо, чтобы обучали профессии те, кто сам – настоящий ас в этой области. Но всегда ли так обстоит на деле?
– Вопрос повышения профессиональных компетенций мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО стоит довольно остро. Анализ показал, что из 1154 работающих специалистов этого уровня почти 55 процентов не имеют соответствующей профессиональной квалификации, у 38 процентов – разряд выше устанавливаемого выпускникам – обычно это 3 разряд.
На базе ресурсных центров и промышленных предприятий в прошлом году повысили свои профессиональные компетенции 60 мастеров производственного обучения. Практически все они прошли аттестацию с подтверждением или увеличением тарифного разряда до уровня 6-го. По результатам отборочных тестов 12 лучших мастеров прошли стажировку в Германии. Четверо – по специальности «повар», а восемь мастеров, обучающих по специальности «сварщик», стали слушателями семинаров в ресурс-центре академии концерна BMW AG. Их ждала очень насыщенная программа: обучающие тренинги по различным дисциплинам, посещение учебных заведений и предприятий, в ходе которых наши специалисты даже попробовали свои силы на немецком оборудовании и технике. Полученные знания мастера теперь передают своим ученикам и коллегам. Перед каждым поставлена задача подготовить двух-трех потенциальных победителей конкурсов профессионального мастерства и сделать несколько выступлений перед коллегами. В этом году повысить свои профессиональные компетенции смогут еще 100 мастеров производственного обучения.
– А каков будет, если можно так выразиться, лейтмотив заседания коллегии?
– Думаю, общий тон разговору даст тема модернизации образования. Необходимо создать условия для выпуска кадров, способных внедрять в производство передовые технологии, работать в условиях жесткой конкуренции и готовых к освоению инноваций в течение всей жизни. Учитывая, что технологии производства в промышленности, например, или требования к качеству услуг в сфере обслуживания, меняются постоянно, невозможно разово модернизировать образование и зафиксировать на достигнутом уровне. Поэтому модернизация образования – процесс непрерывный и сегодня правильнее говорить о том, что окончательно определены направления реформирования образования в республике и пройдены первые этапы. А впереди – много работы…
Беседовала
Дилара ВАФИНА
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан находится 78 учреждений профессионального образования.
Из них:
30 учреждений начального профессионального образования,
в том числе:
- 13 профессиональных лицеев;
- 17 профессиональных училищ.
47 учреждений среднего профессионального образования,
в том числе:
- 35 профессиональных колледжей;
-12 техникумов.
1 учреждение высшего профессионального образования – Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт осуществляет трехуровневую подготовку кадров по программам НПО-СПО-ВПО.
49 образовательных учреждений являются автономными.
Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ подготовлен Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующий приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан.
Перечень включает в себя 350 профессий и специальностей, в том числе:
-124 профессии начального профессионального образования;
-154 специальности среднего профессионального образования;
-72 направления подготовки высшего профессионального образования.