Детям – реабилитация, мамам – передышка

№ 25 от 16 июля 2021 года


Мадину А. мама привела в Высокогорский КЦСОН «Эмет», когда девочке было полтора года. В учреждении тогда начали реализовать технологию «Няня на час», и семья поспешила воспользоваться такой возможностью социализировать дочку и дать передышку маме. У Мадины отсутствовала активная речь, были диагностированы недоразвитие психических функций и нарушения координации и моторики, двигательные проблемы – в общем, перечень довольно внушительный.

В работе с ней специалисты центра сделали акцент на предметно-развивающих играх, логоритмических упражнениях, упражнениях на развитие межполушарного взаимодействия и арттерапевтических занятиях – пластилинографии, рисовании. Занимались сенсорной интеграцией, для развития мозжечковой стимуляции использовали балансировочные доски и активные игры. Мадину приводили на занятия еженедельно в течение полутора лет, плюс к этому специалисты давали родителям домашние задания. Еще девочка посещала логопеда и реабилитационный центр.
Сначала малышка соглашалась контактировать с сотрудниками КЦСОН только в присутствии матери. Потом мама начала выходить из кабинета ненадолго. Со временем стала просто приводить Мадину на занятия и уходила по своим делам. Девочка научилась самостоятельно снимать пальто или куртку, заходить в кабинет. В комплексе проведенная работа дала ощутимые положительные результаты. К 3 годам Мадина уже умела строить предложения, высказывать свои желания, перестала без конца плакать. Она пошла в детский сад и легко адаптировалась в группе сверстников. На сегодняшний день специалисты КЦСОН продолжают вести с семьей поддерживающую реабилитационную работу, помогают организовывать досуг семьи, консультируют по всем возникающим вопросам.
Высокогорский КЦСОН «Эмет» – один из центров соцобслуживания республики, где давно и плодотворно занимаются реабилитацией детей-инвалидов в полустационарной форме. Эту работу здесь начали еще в 2016 году в рамках реализации социального муниципального проекта «Эмет нуры – Луч надежды», получившего финансирование от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
– Повышение доступности комплексной реабилитации и помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья – это одно из приоритетных направлений в деятельности как нашего учреждения, так и других заинтересованных служб района, – комментирует директор КЦСОН Рафис Газизов. – Наш межведомственный проект мы реализовали с апреля 2017 до конца сентября 2018 года. Его целевой группой стали 60 детей-инвалидов в возрасте от 5 до 14 лет. Мы поставили перед собой задачу включить эту категорию несовершеннолетних, проживающих в отдаленных селах, в систему комплексной реабилитации при помощи создания «Муниципального центра развития и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Реализация проекта позволила оказывать им социально-педагогическую поддержку, была укреплена структура межведомственного взаимодействия, подготовлены специалисты для оказания комплексной специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, создан «Развивающий центр» как структурное подразделение КЦСОН «Эмет». Шестерых детей-инвалидов нам удалось подготовить к инклюзивному образованию.
В рамках реализации проекта «Эмет нуры – Луч надежды» у разработчиков возникла идея создания и внедрения технологий социально-культурной анимации и технологии «Няня на час».
– Анимационная технология включает в себя организацию поздравления с днем рождения детей-инвалидов 3 степени ограничения к самообслуживанию и передвижению, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, – говорит заведующая отделением социальной помощи семье и детям Розалия Гайнутдинова. – Разработали развлекательную программу, сразу решили, что посещать детей будем с подарком, тортом и воздушными шарами. Ведь нашей задачей было создать праздничную атмосферу, поддержать и укрепить традиции семьи и, конечно, доставить радость мальчишкам и девчонкам, раскрыть их творческие способности. В силу своих заболеваний «особенные» дети часто чувствуют себя забытыми. Наша анимационная технология позволяет им осознать, что о них заботятся и помнят. Для родителей это тоже очень ценно. Такие мероприятия помогают развить коммуникативные навыки детишек и адаптироваться не только в среде себе равных, но и в среде здоровых детей. В свою очередь, их здоровые сверстники начинают относиться толерантно к особенным возможностям детей-инвалидов.
В рамках внедрения технологии «Няня на час» сотрудники отделения социальной помощи семье и детям – 4 специалиста по социальной работе, психолог и два социальных педагога – обучились на курсах повышения квалификации, чтобы иметь возможность оказывать квалифицированную помощь детям-инвалидам и их родителям. Кстати, по этой теме они с тех пор обучаются регулярно, повышают свою компетенцию. Все преимущества этой технологии семьи из целевой группы почувствовали сразу, ведь благодаря ей родители, вынужденные отдавать все время своим «особенным» чадам, могут получить своего рода передышку – у них появляется так необходимое каждому личное свободное время. Кому-то оно нужно, чтобы решить накопившиеся жилищные, социальные, бытовые проблемы, а кому-то для восстановления душевного и физического равновесия нужно, например, сходить в парикмахерскую или посидеть дома в одиночестве за швейной машинкой. Тем более, что взрослые уверены: своих чад они могут оставить совершенно спокойно. В рамках реализации проекта в стенах центра для детей-инвалидов создана комфортная среда, обустроены специальные кабинеты. Специалисты отделения проводят здесь с ними психолого-педагогическую работу по социально-коммуникативному, речевому, сенсорному развитию, развитию познавательно-исследовательской деятельности, обучают дидактическим играм. Все это позволяет социализировать детей-инвалидов, проводить профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. В общей сложности занятия продолжаются от одного до трех часов. Кому-то больше подходит индивидуальная форма работы, кому-то – групповая. Так же индивидуально специалисты КЦСОН подошли к количеству занятий: кратность не нормирована, организаторы могут провести их больше или меньше в зависимости от конкретной ситуации.
Технологии применяют самые разные. В их числе – коррекционно-развивающая работа по методике с видеобиоуправлением Тимокко, использование средств, направленных на развитие альтернативных коммуникативных навыков для детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Хорошие результаты дают предметно-развивающие игры с использованием элементов лекотеки, сказкотерапия, скрапбукинг, лепка из соленого теста, занятия в сенсорной комнате.

На сегодняшний день реализация проекта «Эмет нуры – Луч надежды» завершена, – говорит Рафис Газизов. – Но обе технологии актуальны и пользуются спросом по сей день. Технология «Няня на час» включена в план мероприятий реализуемого на данный момент проекта «Счастье быть родителем», также одобренного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Во многом реализация технологий возможна благодаря поммощи волонтеров, благотворительных фондов и частных благотворителей, которые оказывают поддержку в виде предметно-развивающих игр, подарков на дни рождения, сладостей. Выражаем каждому из них огромную благодарность и признательность.
Все преимущества нового подхода смогла почувствовать на себе и семья К.: 6-летнего Ильназа мама начала приводить в центр на индивидуальные занятия в рамках технологии «Няня на час». Родители очень хотели подготовить ребенка к инклюзивному обучению в школе. Но сделать это оказалось непросто: гиперактивный мальчик не хотел ничем заниматься, не мог надолго концентрировать внимание. «Мы поставили перед собой задачу привести в норму поведенческие реакции ребенка, адаптировать его в социум и привить коммуникативные навыки, – рассказывает Розалия Гайнутдинова. – Начали применять на занятиях элементы поведенческой терапии, визуальное расписание, поощрение, сенсорную стимуляцию. Для развития коммуникативных навыков применяли элементы жестовой речи. Кроме того, Ильназа привлекли к участию в массовых мероприятиях с другими детьми. Вместе с мамой и нашим специалистом он посещал магазин, банк, парикмахерскую».
Первое время мальчик был готов находиться на занятиях исключительно рядом с мамой, быстро утомлялся и не хотел заниматься. Но постепенно заинтересовался, адаптировался и уже соглашался оставаться самостоятельно, стал более усидчив и спокоен в выражении эмоций. Задания на занятиях чередовались: активные – со спокойными, двигательные – с заданиями за столом. Смена деятельности давала возможность ребенку оставаться увлеченным и не уставать. Сейчас Ильназ может самостоятельно передвигаться в пределах улицы, на которой живет, посещает школу, занимается индивидуально с коррекционным педагогом.
– Практика показывает, что, проявив терпение и настойчивость, с помощью родителей нам удается приучить детей к самостоятельности, – отмечает Розалия Гайнутдинова. – А пока они на занятиях, мамы могут решать свои личные и бытовые вопросы. Каждый час такой социальной передышки для них – это словно глоток свежего воздуха, который дает новые силы. Некоторые мамы предпочитают посвятить свободное время своему психологическому здоровью и посещают специалиста нашего отделения – консультируются, учатся расслабляться. Это очень важно, ведь воспитание ребенка с особенными потребностями здоровья – очень тяжелый труд как для самой мамы, так и для других членов семьи.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ