Система долговременного ухода: в чем преимущество социального пакета?

№ 32 от 3 сентября 2021 года


В 2018 году в Российской Федерации заработал пилотный проект по внедрению «Системы долговременного ухода (СДУ)», реализацию которого осуществляет Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив. С тех пор это новшество в сфере соцобслуживания наполняется все новым содержанием. С 1 июня нынешнего года в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ №198 граждане, признанные нуждающимися в посторонней помощи, имеют возможность получать услуги в рамках социального пакета СДУ.

Социальный пакет предоставляется бесплатно. При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости социальный пакет предоставляется в объеме от 7 до 14 часов в неделю, второго уровня нуждаемости – от 14 до 21 часа в неделю, третьего – от 21 до 28 часов в неделю. Таким образом, СДУ предлагает человеку не сервисные услуги, которые подразумевают социально-бытовые услуги, связанные с уборкой помещения и доставкой различных благ, а уходовые – со стороны социальной службы и медицинские – со стороны здравоохранения.
Таким образом, соцпакет представляет собой принципиально новый продукт в системе соцобслуживания. Если раньше в надомном соцобслуживании акцент делался в первую очередь на социально-бытовые услуги – принести, помыть, убраться, – то теперь в качестве отдельной составляющей выделили уход за подопечным: кормление, мытье, позиционирование, общение. По сути, это формализованный перечень услуг, в котором расписаны наименования, объемы и периодичность услуг в зависимости от уровня нуждаемости человека в постоянном постороннем уходе. Еще одно очень существенное преимущество – это то, что соцпакет оказывается на безвозмездной основе. Для сравнения, скажем, раньше то же мытье в душе, помощь при кормлении, смена постельного белья были включены в перечень гарантированных услуг, оплата за которые рассчитывалась в зависимости от доходов гражданина или наличия у него тех или иных льгот.
Но все это теория. А как она реализуется на практике? Хотя новшество было принято совсем недавно, в Татарстане уже есть положительные результаты. Например, этот подход вовсю используют в своей работе специалисты КЦСОН в городском округе «город Казань», и получатели социальных услуг ощутили на себе все его преимущества.
– По итогам определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, реабилитационного потенциала – типизации – определяются три уровня нуждаемости в постороннем уходе, – комментирует директор Казанского КЦСОН Надежда Ибрагимова. – Так, для 1 уровня нуждаемости социальный пакет предусматривает услугу «Помощь в приготовлении пищи»: предполагается, что человек может эту работу выполнять сам. А для 2 и 3 уровня нуждаемости предлагается услуга «Приготовление пищи». Наличие соцпакета, конечно, не отменяет оказание обычных социально-бытовых услуг. Таким образом, уходовая составляющая социального обслуживания бесплатная, вторая составляющая, то есть социально-бытовые услуги, по-прежнему зависит от доходов клиента или наличия льготной категории.
Конечно, понять суть новой системы лучше всего можно на наглядном примере. Одна из подопечных учреждения, 77-летняя Ирина К. – инвалид 2 группы, живет одна в двухкомнатной квартире. Детей нет, из родственников одна сестра, тоже пенсионерка. На надомном обслуживании женщина состоит уже 4 года. По результатам оценки зависимости от посторонней помощи ей определили 4 группу ухода и 2 уровень нуждаемости в соцуслугах – пожилая женщина слепая, плохо слышит, у нее сахарный диабет.
– Ранее мы предоставляли ей социальные услуги по гарантированному перечню на условиях полной оплаты – например, в апреле 2021 сумма составила более 5000 рублей, – рассказывает замдиректора КЦСОН Гульнара Мирзина. – В мае пришлось подключить дополнительную услугу «Сиделка», а это более 4 тысяч рублей: посещения одного соцработника было недостаточно, состояние нашей соцобслуживаемой ухудшалось. Ирина К. все чаще не могла самостоятельно кушать, посещать туалет, соблюдать личную гигиену. Порой соцработник заставала женщину в испачканном белье, с разбросанными остатками пищи, состояние квартиры оставляло желать лучшего. Ведь социальный работник приходила только 2-3 раза в неделю для предоставления гарантированных услуг, осуществлять уход в необходимом для женщины-инвалида объеме она не могла. Дополнительная услуга «Сиделка» позволила оказывать данные услуги ежедневно, но в малых объемах – 1 час в день: все упиралось в финансовые возможности пенсионерки. При этом основной акцент в обслуживании всегда делался на уходе за пожилой женщиной, возможности для реабилитационной работы и для общения не было. Продукты и лекарства доставляла родственница.
Очень угнетало бабушку и то, что она практически не выходила на улицу. Услугу «Сопровождение на прогулку» оплачивать у нее тоже не было возможности. Специалисты КЦСОН предлагали ей переехать в дом-интернат для престарелых и инвалидов, но женщина категорически не хотела покидать родные стены. Собственная немощность приводила ее ко все большей депрессии, пенсионерка все чаще начала говорить соцработнику, что «лучше умереть, чем так жить»…
Внедрение системы долговременного ухода в республике раскрыло новые возможности. Сестру Ирины К. привлекли к занятиям в созданной на базе КЦСОН «Школе ухода», и она теперь могла по мере возможности ухаживать за своей родственницей более качественно. Еще в начале прошлого года Ирина К. пользовалась услугами пункта проката технических средств реабилитации на базе КЦСОН. В ее индивидуальной программе реабилитации прописана обычная опорная трость. Но с ней бабушка боялась упасть и до минимума свела передвижения по квартире. И вот в сентябре 2020 года в рамках системы долговременного ухода ей была предоставлена трость трехопорная на бесплатной основе, благодаря которой она смело возобновила движение по квартире. Эти трости, а также другие ТСР, необходимые для ухода за маломобильными соцобслуживаемыми, появились в пункте проката благодаря победе КЦСОН в конкурсе социальных проектов ООО «РИТЭК».
И вот с июня нынешнего года Ирина К. получает социальный пакет на бесплатной основе. В него входит: приготовление пищи (12 услуг в месяц), помощь в приеме пищи (кормлении) (44 услуги в месяц), стрижка ногтей на руках (4 услуги в месяц), стрижка ногтей на ногах (2 услуги в месяц), оказание санитарно-гигиенических процедур (26 услуг в месяц), мытье (оказание помощи), а также помощь при пользовании туалетом (судном), оказание помощи в передвижении (перемещении) и сопровождение на прогулку (8 услуг в месяц), систематическое наблюдение в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья (30 услуг в месяц), проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания (30 услуг в месяц).
Помимо социального пакета, женщина-инвалид получает на платной основе (на 900 рублей) социально-бытовые услуги. Сюда, например, входит уборка жилого помещения, вынос мусора. Социальный работник оказывает услуги ежедневно в течение 5 дней по 3 часа, а по выходным к пожилой женщине приходит родственница.
Хотя эту пенсионерку обслуживают в рамках социального пакета СДУ совсем недавно, результаты уже налицо: новая организация работы позволила обеспечить получателю социальных услуг регулярный и правильный прием пищи, соблюдение диеты – при диабете это очень важно, прием лекарственных средств, поддерживать чистоту в квартире, личную гигиену. Благодаря СДУ Ирина К. теперь получила возможность 2 раза в неделю в сопровождении социального работника совершать прогулки возле дома. Плюс к этому она ежедневно занимается с соцработником гимнастикой, в том числе пальчиковой. В рамках систематического наблюдения пенсионерке ежедневно измеряют давление, уровень глюкозы в крови. Сестра отмечает, что раньше Ирина К. ленилась, целыми днями могла лежать или кушать в постели, проявляла агрессию, всегда пребывала в плохом настроении. Сейчас же социальный работник каждое утро приходит, пожилая женщина встает, умывается, завтракает, занимается гимнастикой, в целом поддерживает свою активность. Внимание пенсионерки теперь сосредоточено не на бытовых сложностях, свидетельствах своей беспомощности и расчетах стоимости услуг, а на таких позитивных моментах, как ожидание прогулок на свежем воздухе, неторопливое общение с социальным работником, обсуждение политических и социальных событий. Тревожность Ирины К. по поводу того, что она испачкается, что-то уронит, не справится с повседневными задачами, заметно снизилась, уступив место спокойствию, радости и положительным эмоциям. Это отмечают все ее окружающие. И, конечно, никак нельзя исключать такую вторичную выгоду, как финансовая составляющая – экономия получается очень существенная.
Внедрение такого нового подхода к соцобслуживанию граждан, как предоставление бесплатного социального пакета, уже дает конкретные результаты, и это не может не радовать.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

Юлия АБДРЕЕВА, заместитель министра труда,
занятости и социальной защиты РТ
Социальный пакет долговременного ухода – это гарантированные перечень и объем социальных услуг, обеспечивающих человеку бесплатное предоставление ухода во всех формах социального обслуживания и технологиях социального обслуживания, включая их сочетание и чередование, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальные услуги включают в себя оказание социально-бытовых, социально-медицинских услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала граждан.