Реабилитация ребенка – реабилитация для всей семьи

№ 41 от 12 ноября 2021 года


Казанский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель», занимающийся ребятами с тяжелыми ментальными и физическими нарушениями в здоровье, участвует во всевозможных конкурсах. Представляет свои грантовые проекты, направленные на развитие и распространение реабилитационных услуг, на повышение уровня профессиональной компетенции своих специалистов.
На днях в разговоре с директором центра Натальей Трифоновой высветилась и еще одна грань работы учреждения. 
– «Апрель» как соисполнитель участвует и в проектах некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов детей-инвалидов, их физическое развитие и формирование социального статуса, – рассказала руководитель. – Важно, чтобы навыки и умения, полученные в государственных реабилитационных учреждениях, дополнялись и развивались дальше. Потому что, сами понимаете, двух курсов в год по 21 рабочему дню каждый – это все-таки мало для ребенка, которому требуется более пристальное внимание именно на ранних стадиях реабилитационного процесса. И здесь на помощь приходят общественные организации и благотворительные объединения.
Социальный педагог центра «Апрель» Ольга Погодина, которая отвечает и за проектную деятельность, детально представила картину такого взаимодействия учреждения с НКО. 
– Совсем недавно завершился проект «Развивающее пространство» в помощь родителям детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, который был осуществлен при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – отмечает социальный педагог. – Его реализовывала Местная общественная организация помощи детям «Центр диагностики и консультирования города Казань». «Апрель» в нем участвовал как соисполнитель. По итогам проекта мы провели круглый стол для родителей на тему помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями. Обсуждали пути и возможности, нюансы реабилитационного процесса, направленного на подготовку к садику, к школе. Вообще в ходе реализации проекта была организована трехмодульная учеба для специалистов, работающих с детьми с особенностями развития, где выступали не только наши сотрудники, но и логопеды, психологи, воспитатели из Лаишевского, Зеленодольского реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Также регулярно проводились родительские лектории. «Что родители из этих занятий вынесли для себя? – Подхватила тему председатель Центра диагностики и консультирования Нурсия Ахметова. – В первую очередь, как грамотно организовать для своего ребенка каждодневный развивающий уход. Известно, что наиболее эффективные – это своевременно начатые программы ранней помощи. Участие семьи и ребенка в такой программе позволяет не только лучше справляться с трудностями, но и предотвратить появление вторичных трудностей, а также улучшить психическое здоровье родителей. Этому аспекту уделялось в нашем проекте пристальное внимание. Когда мы готовили проект, то отталкивались от посыла, что в сознании многих людей еще совсем недавно понятие «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии» почти автоматически ассоциировалось с понятием недееспособности. И если на ребенка навешивался этот ярлык, он уже рассматривался как человек, который ничего не может. К счастью, времена изменились. В последние годы мы стали свидетелями кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития – это ребята, которым по силам многое. Они могут учиться, плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, определиться с будущей профессией, словом, найти себя в жизни».
Важно, что проект «Развивающее пространство» был нацелен на длительное сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, чтобы их постоянно наблюдали одни и те же специалисты, выстраивали для них индивидуальные программы. Да и ребята как целевая аудитория проекта являлись воспитанниками центра «Апрель», где они, как правило, дважды в год проходят реабилитацию. А «Развивающее пространство» – это как связующий мостик между этими курсами восстановительных процедур и мероприятий. Родители уже могут говорить об реабилитационном эффекте для своих детей в процессе этой эстафеты от государственного учреждения к некоммерческой организации, преследующих одну и ту же цель: максимально нивелировать сложности в воспитании и физическом развитии «особенных» ребят. 
– Я своего сына Карима привела на реабилитацию, когда ему было 2 года 10 месяцев, – рассказывает одна из родительниц – Лилия Галиева. – После плановых прививок в 2 годика он неожиданно перестал разговаривать, хотя до этого уже произносил слова. Как любая мать, забеспокоилась. С Каримом занимались логопед, дефектолог, параллельно он получал массаж, занимался физкультурой. На него нахлынул мощный поток всего. Вначале я с ним вместе присутствовала на занятиях. А потом он с воспитателями, логопедом стал оставаться один, наедине со специалистами становился более собранным. Так мы прошли несколько курсов реабилитации. Что я могу сказать: ребенок менялся на глазах! К счастью, через какое-то время он заговорил – причем, сразу предложениями, как мы с вами. Копил-копил в себе все, что он видел и слышал на занятиях, и слова у него посыпались, как горох. Серьезно! С каждым днем у сына появляются в лексиконе новые слова. Человечек растет и развивается! И поведение у него потихонечку налаживается. Так-то он мальчишечка достаточно шебутной. В «Апреле» у него выявили музыкальный слух. Я и раньше замечала, что после просмотров «Лунтика и его друзей» или «Щенячьего патруля», Карим, переключаясь на какую-нибудь игру, начинает напевать очень чисто мелодии из этих мультфильмов. А здесь музыкальный работник сказал: у него слух, способности усваивать навыки игры на музыкальных инструментах. На пианино нужные клавиши нажимает. Дома у нас есть всякие дуделки, губная гармошка, детское пианино – от них не оторвать. Он и компьютер уже прекрасно знает, в сотовом телефоне ориентируется лучше нас, взрослых. Была задержка речевого развития, теперь отставание наверстали. Уверена, что все остальные нюансы со временем скорректируются, и Карим пойдет в обычную школу.
Сообразительности мальчика можно поражаться. Я присутствовал на традиционном в «Апреле» мероприятии – презентации кабинета, когда воспитатель и ребенок в игровой форме показывают все, в чем они преуспели за курс занятий, используя наглядные предметы и оснащение. Испытание из четырех серий Карим преодолел безукоризненно. Полагаю, что в школе, куда он пойдет через три года, мальчик будет отличником.
А вот 16-летняя дочка Розалии Шакуровой Сюмбель школу, правда, коррекционную, уже закончила.
– Я сейчас сама работаю в реабилитационном центре врачом по лечебной физкультуре, – говорит женщина. – Лет 12 назад мы пришли в «Апрель» и получили здесь хорошую подготовку – такую, что позволила Сюмбель поступить в школу. У дочки сформировали навыки, которые­ впоследствии помогли ей успешно адаптироваться в школьной среде, научили, как себя вести в коллективе, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Благодаря социально ориентированному проекту нас, родителей «особенных» детей, теоретически подготовили к тому, с какими трудностями мы столкнемся при их воспитании, рассказали о всех возможных путях преодоления этих трудностей. Одним словом, направили нас в нужное русло. В 5 лет у Сюмбель и речь улучшилась, и начался процесс социализации. Раньше мы чаще сидели дома, побаивались, откровенно говоря, куда-то выбираться – на нас смотрели так, что от этих взглядов становилось не по себе. А здесь, познакомившись с другими родителями и их детьми, мы стали гулять по улице, ходить на различные мероприятия, скажем, в театры. Да и просто те же магазины стали посещать с легкостью, скованность прошла. Сейчас дочка, когда гостит у бабушки с дедушкой в деревне, по дому им помогает, со всеми общается. Мне это как маме очень приятно. 
В свою очередь, заведующая отделением социальной адаптации «Апреля» Энже Загидуллина уверена, что социальные проекты, в которых «Апрель» участвует как соисполнитель, как раз своей преемственностью в соцреабилитации позволяют настолько развить способности ребят, что они в большинстве случаев могут посещать школу – обычную или коррекционную. Фактически дети в процессе реализации проектов получают дополнительную подготовку к школе. И для родителей участие в соцпроектах сулит сплошную выгоду: они в процессе занятий и бесед, общения с другими родителями находят решения таких проблем и вопросов, которые в одиночку решить очень и очень сложно.
Такой ликбез для родителей будет проводиться и во время реализации проекта «Точка опоры» уже знакомой нам теперь Местной общественной организацией помощи детям «Центр диагностики и консультирования города Казань». Ее заявка стала победителем грантового конкурса Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». Проект стартовал в этом году, и центр «Апрель» вновь в нем в роли соисполнителя. Родителей будут обучать основам развивающего ухода за детьми раннего возраста. Скажем, на одном из занятий специалисты «Апреля» проведут с ребятами занятия в игровой форме, а родители будут не просто наблюдать за работой специалиста, а на практике изучат, как самим организовать эти игры и занятия с ребенком в домашних условиях – по образу и подобию того, что увидели. 
Одной из участниц этого проекта, возможно, станет Регина Салахова. Со своим сыном Амиром она реабилитируется в «Апреле» уже третий раз. «Я узнала про центр из соцсетей, – рассказывает она. – Сыну два с половиной годика, он вообще ни одного слова не говорил. После занятий с логопедом начал произносить – «мама», «папа», строит коротенькие предложения. Словом, – движение вперед! Он может сейчас что-то попросить, перестал бояться людей. Раньше упирался, даже плакал, не заходил в комнату, где были незнакомые люди. Занятия с нейропсихологом эту боязнь скорректировали. Также у нас была проблема с откусыванием хлеба, печенья. Он отламывал кусочки и ел. Это осталось в прошлом: показали на занятиях, как надо правильно кушать. Благодаря занятиям ЛФК и на беговой дорожке Амир научился кататься на самокате. Прекрасно держит равновесие и бойко отталкивается от пола ножкой. В свободное от реабилитации время ходим в обычный садик, подумываем о школе». 
Ольге Лисиной по душе пришлась познавательная подоплека занятий: 
– Каждый день специалисты центра преподносили новые знания и умения. Замечательная команда специалистов, которая не только помогла моему сыну, но и ответила на все интересующие меня вопросы. Их доброта, отзывчивость и безоговорочный профессионализм просто подкупают.
«Моя четырехлетняя дочка Ксения бежит в центр «Апрель» со всех ног, – улыбается Денис Кожевников. – А вот в детский садик ходить не любит. Там с детьми обходятся построже, а здесь – с  такой любовью. И это она прекрасно чувствует. Мы на занятия с учетом тех, которые проводятся в рамках проекта, ходим почти год. У дочки была неразвита речь, говорила мало слов, не связывала их между собой. Теперь хорошо строит предложения. Здесь у каждого специалиста индивидуальный подход к ребенку. И это дает такой зримый эффект».
Думаю, искренняя благодарность родителей сотрудникам центра – главная награда за такой благородный труд. Кропотливо работая с каждым ребенком, сотрудники «Апреля» открывают перед ним самые лучшие перспективы в будущем.
Владимир ГАРАНИН