Сопровождаемое проживание: обретая новые навыки

№ 1 от 14 января 2022 года 


В Республиканском центре социальной реабилитации инвалидов «Идель» в Зеленодольске с 2020 года работает отделение учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания для граждан в возрасте с 18 до 40 лет с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра. Это уникальный проект, готовящий «особых» людей к самостоятельной жизни.
– В сентябре 2020 года открылся пилотный проект на базе центра, для ребят с ментальными отклонениями, – рассказывает исполняющая обязанности заведующей отделением Наталья Кротова. – Каждый очередной заезд рассчитан на 90 дней. Принимаем подопечных от 18 до 40 лет, и неважно – может он ходить или передвигается на коляске, но имеет умственные ограничения – на первом этаже две комнаты оборудованы специально для колясочников. 
Как строится день у таких «особых» молодых людей, которых готовят к самостоятельной жизни? Живут они в комнатах квартирного типа на два человека, где есть санузел и душевая. Утром они заправляют свои кровати, убираются в комнатах – конечно, их этому обучают. Затем следуют водные процедуры. И это тоже серьезный момент: некоторых приходится обучать пользоваться зубной щеткой, настоятельно изо дня в день повторяя все манипуляции, пока это не входит в привычку. Далее – завтрак в столовой.
Ребята в рамках социально-бытовой адаптации на специально оборудованной кухне учатся сами себе готовить незамысловатые блюда. А иной раз – и что посложнее. Недавно захотели сварить солянку – и получилось! Соня Шкабура эмоционально делится: «Как-то мы даже пельмени сами делали – всей группой! Раньше я не умела. А тут – давай вручную лепить из теста это вкусное угощение. 428 штук сделали – на 20 человек». Готовить пельмешки учила инструктор по труду.
В комнате социально-бытовой адаптации ребята обретают элементарные навыки – как пришивать пуговицу, гладить белье, как на стиральной машине-автомате ставить режим для определенного типа белья. Для успешной социально-средовой адаптации ребята выходят «в свет» – вместе с инструкторами посещают почту, банк, магазины, музеи, концерты. Приходится обучать – как, скажем, в разных ситуациях нужно одеваться, как вести себя. Однажды подопечный отделения сопровождаемого проживания собрался на концерт в сланцах – пришлось объяснять, что такая обувь неуместна. Социально-трудовая адаптация – это и работа на маленьком огороде при центре, уборка территории. Недавно целая бригада выезжала на приведение в порядок помещения, которое выделили матерям детей-инвалидов. Такая вот «шефская» помощь. Уроки жизни в отделении преподают два инструктора по труду, специалист по комплексной реабилитации, четыре администратора, психолог и культорганизатор. Учитывая, что в группе большая часть молодых людей с умственными и поведенческими отклонениями, свыше половины – недееспособных, каждый усвоенный навык – это маленькая победа.
– Поскольку это новый проект, и мы нарабатываем опыт, думаю, стоит изменить некоторые ограничения по возрасту, по тяжести заболеваний, – считает Наталья Кротова. – Скажем, можно брать в группу людей и до 45 лет. Принимать не только со средними отклонениями в умственном развитии, но и с тяжелыми – им тоже необходимы бытовые и жизненные навыки. Кроме этого, за 90-дневный курс у кого-то полностью социализироваться не получается. Для таких хорошо бы предусмотреть и повторные курсы – процесс усвоения навыков и применение их в жизни станет более эффективным.
При формировании групп берут и юношей и девушек из психоневрологических интернатов, и из обычных семей. Кстати, многие родители не хотят отпускать отпрысков из-под своей опеки, бывает, что и ребята с ментальными нарушениями боятся отлучаться из дома. А ведь в реальности занятия и общение в группе могут дать просто фантастические результаты. Инструктор по труду Алеся Лежнина рассказала замечательную историю. В первом заезде между молодыми людьми Евгением Коробковым и Тамарой Малючевой пробежала искра чувств. Отношения крепли с каждым днем. И доросли до свадьбы! Они теперь не живут в интернате, получили ипотеку на однокомнатную квартиру. Оба трудоустроены. Вот это пример социализации! Сейчас молодая пара Коробковых приезжает в центр в качестве волонтеров. Другие подопечные отделения, тоже, глядишь, захотят отправиться в самостоятельное плавание, став хозяевами своей жизни. Почему бы и нет?
– Это новый этап оказания помощи людям с ограниченными возможностями, – отмечает директор центра реабилитации Александр Камаев. – Здесь, на тренировочной площадке, они осваивают необходимые для самостоятельной жизни навыки и умения, пробуют свои силы и раскрывают свой потенциал. Такая стационарозамещающая технология, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, на сегодняшний день является очень актуальной. Неприспособленность к независимой самостоятельной жизни – это одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети-инвалиды с ментальными проблемами. Открытие тренировочных помещений – еще один шаг к самостоятельной жизни людей с особыми потребностями. Высшая степень достижений наших совместных усилий, если наши воспитанники трудоустраиваются. И такие примеры уже есть.
Владимир ГАРАНИН