Как инновации помогают реабилитации

№ 6 от 18 февраля 2022 года 

 
В республике сегодня действует 12 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ. Тысячи ребят с инвалидностью ежегодно получают там необходимые им социальные услуги. Повысить эффективность работы специалистам помогают внедряемые инновационные технологии.
В Бугульминском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Возрождение» внедрили инновацию – свечное дело. «Она очень подходит для ребят с множественными нарушениями здоровья, которые посещают наше учреждение, – отмечает инструктор по труду Татьяна Шакирзянова. – Занятие посещают дети от 10 лет. Используем самые простые некрашеные листы вощины. Их нам на благотворительной основе предоставляет наша городская организация ИПЦ. Материал оказался просто фантастическим: приятные на ощупь ячейки так пахнут медом, что аромат идет по всему центру!» 
Эти листы вощины под руководством инструктора по труду реабилитанты режут на небольшие прямоугольнички, затем плетут из мулине фитильки, укладывают их на края будущих свечек, просмаливают, после вощину равномерно скручивают и края защипывают. Помимо ароматерапии плюсов у инновации много – развитие мелкой моторики рук, четкости движений, фантазии, повышение уверенности в себе. Свечки дополнительно декорируют – украшают мешковиной, ракушками, бусинами. Потом выставляют на ярмарках-продажах, на вырученные средства закупают необходимые материалы для творчества. По словам Татьяны Шакирзяновой, в каждом заезде этими занятиями охвачены по 8-12 человек.
Среди них, например, 14-летняя Ангелина Мухаметшина. Неусидчивую девочку процесс изготовления свечек настолько увлек, что она начала приходить в кабинет трудотерапии, как только в центре у нее появлялось свободное время. Вскоре работала уже без помощи инструктора по труду, научилась делать по-настоящему конкурентоспособную продукцию. У нее улучшилась моторика рук, правильно подбирает цвета и материалы. Все сделанные свечки девочка пока раздаривает родным и знакомым, но уже начинает подумывать о том, чтобы сделать это занятие источником заработка.
В Арском реабилитационном центре «Исток надежды» начали использовать такую интересную технологию, как камешки марблс. «Это созданные человеком разноцветные шарики или плоские камешки, они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика, стекла. Камешки получили свое название от английского марблс – мраморные. Они имеют разнообразную цветовую гамму. Применение таких камешков – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, – рассказывает воспитатель, Монтессори-педагог Гузалия Гильфанова. – Это своего рода конструктор для ребят любого возраста. Применение марблс предусматривает, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение ими новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности». Камешки красивые, гладкие, прозрачные, разных цветов и расцветок, очень приятные на ощупь. Игры и упражнения с их использованием, которые применяют в центре, развивают ориентировку на плоскости листа, память, внимание и логическое мышление, стимулируют фантазию и творческое мышление. «В играх на прослеживание движущихся объектов у наших обслуживаемых развиваются глазодвигательные функции, пространственные представления, – говорит Гузалия Гильфанова. – Например, я предлагаю выложить камешками по контуру геометрические фигуры по образцам на картинках, отсортировать камешки по цвету, размеру и форме, найти их в песке, крупе, определить различные материалы, из которых они сделаны, на ощупь, с закрытыми глазами. При помощи камешков ребята тренируются использовать в речи предлоги. Например, я говорю: положи камешек на стул, около стула, перед стулом, слева от стула. Используем камешки при изучении лексических тем. Для этого у нас есть картинки, на которых отсутствует часть изображения, и мы это место заполняем камешками. Можно усложнить задачу, предложив выложить камешки по памяти, спрятав образец. Играем в «логические дорожки», «зеркало», «строители», восстанавливая «сломанные» буквы и слоги, знакомимся с формами и цветами». 
Эти занятия Монтессори-педагог проводит чаще всего индивидуально или малыми группами, до 4 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому. Возраст маленьких реабилитантов, которые охвачены этой технологией – от двух с половиной до 10 лет. Результаты не заставляют себя ждать. Взять хотя бы 5-летнюю Зарину. Девочка с серьезной умственной отсталостью совершенно не различала цвета, плохо говорила, ей было трудно больше чем на 5 минут сконцентрировать внимание. Яркие, красивые камешки ей сразу понравились, ее привлекло, что они могут звенеть, шуршать. Хороший эффект дали занятия, на которых Зарина просеивала манку, находя камешки, и потом сортировала их. Сейчас девочка твердо знает два цвета – красный и синий, стала усидчивее, у нее заметно улучшилась речь. Активнее пошел процесс ее социализации: Зарина начала участвовать в групповых мероприятиях, общаться со сверстниками. 
В Кукморском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Милосердие» успешно практикуют занятия с использованием интерактивного терминала «Волшебный экран». Он приобретен на средства гранта Республиканского конкурса социальных и культурных проектов «РИТЭК». «Наш проект «Играй и развивайся» направлен на интеграцию детей-инвалидов дошкольного возраста в социум, повышение их уровня готовности к обучению в школе, – говорит заместитель директора «Милосердия» Рамзия Юртаева. – При помощи этого терминала мы стараемся приобщить детей к поисковой деятельности; развить личность ребенка через моторную, сенсорную и интеллектуальную активность; вызвать интерес к новому». По словам замдиректора, у интерактивного стола немало преимуществ перед традиционными средствами обучения. Так, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. А высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества маленьких реабилитантов. Важно, что при этом учитывается специфика наглядно-образного мышления дошкольников. 
– У большинства наших соцобслуживаемых большие проблемы с двигательной активностью, речью, памятью, им трудно надолго концентрировать внимание, – говорит руководитель проекта, логопед центра Наталья Алексеева. – В ходе групповых и индивидуальных занятий у ребят удается включить три вида памяти: зрительную, слуховую и моторную. Программное обеспечение терминала содержит более 4 тысяч игр и заданий, разделенных на блоки: по познавательному, речевому, эстетическому развитию, конструированию, активизации психических функций. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным и интересным. Стол реагирует на прикосновение пальцев и позволяет опираться на естественные психофизиологические возможности дошкольников, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. 
Например, повторяя вслед за героями игр различные слова и слоги, ребята развивают свои коммуникативные умения и навыки; управляя ходом происходящего, тренируют мелкую моторику пальцев, снимают мышечное напряжение. Особенно нравится дошколятам играть в паре со сверстниками – это вносит в ход игр элементы соревнования. Результаты есть у каждого из маленьких реабилитантов. Например, у 6-летнего Димы В. со сложным диагнозом сенсомоторная алалия в процессе первичной диагностики были выявлены двигательная расторможенность, неусидчивость, неустойчивость внимания, он и сам очень плохо говорил, и с трудом понимал, что говорят окружающие. Плюс ко всему у мальчика была очень низкая мотивация к обучению. Поэтому в логопедическую коррекционную работу с ним было решено включить использование интерактивного терминала. «Чудо-стол» Диму сразу привлек, игры вызвали большой интерес. Регулярные занятия уже к концу первого курса реабилитации дали хороший эффект. У ребенка улучшилось слуховое восприятие: он начал прислушиваться к звукам домашних животных – кошки, собаки, коровы, пытался произносить «мяу», «ау», смог применять невербальные компоненты коммуникации («покажи, как летает птичка», «как топает мишка»), научился группировать большие и маленькие предметы. 
У другой маленькой подопечной «Милосердия», 9-летней Вероники были нарушены фонематические процессы. Например, она не отличала множественное и единственное числа существительных, не понимала, как использовать предлоги, количественные числительные. За курс реабилитации с применением интерактивного стола у девочки значительно улучшился лексико-грамматический компонент речи. Вероника научилась определять место звука в слове, различать согласные и гласные звуки, определять количество слогов в слове. 
В Мензелинском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Умырзая» благодаря привлеченным спонсорским средствам в размере 3 миллионов рублей появились новые помещения для профессиональной ориентации и адаптации детей-инвалидов. Их удалось оснастить самым современным оборудованием. Например, в кабинете швейного дела теперь есть ткацкий станок, на котором ребята с помощью инструктора по труду учатся ткать половики, а в столярной мастерской появился станок лазерной деревообработки. Прежде подопечные учреждения пытались делать поделки из дерева, используя лобзик, зато теперь достаточно правильно настроить аппарат и набрать задание на компьютере. «Это огромный шаг вперед в нашей работе по профессиональной ориентации, – говорит директор центра Елена Сысоева. – Для этого мы внедрили профориентационную технологию «Волшебный мир творчества». Она включает в себя такие направления, как швейное дело, художественная обработка ткани, вязание крючком, текстильная техника, вышивка, бисероплетение, конструирование, компьютерная грамотность, столярное дело, художественная обработка древесины, лазерная обработка материала, гончарное дело, изобразительная деятельность, ткацкое и поварское дело. По всем направлениям проводим и практические групповые, и индивидуальные занятия. К диагностическим мероприятиям привлекаем специалистов центра занятости населения, которые организуют профориентационные тестирования, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия. Все это позволяет определить возможности ребенка и его потенциал». 
Особенно много желающих научиться азам кулинарии в кабинете социально-бытовой адаптации. Благодаря помощи спонсоров здесь есть вся необходимая бытовая техника, в том числе необычная для ребят индукционная плита и духовой шкаф. Под руководством специалиста по соцработе Оксаны Тимерхановой дети учатся даже печь торты, пиццу и пирожные! В этом же кабинете появились три современные электрические швейные машинки, оверлог, вышивальная машинка с компьютерным управлением. Каждый заезд здесь занимаются по 15-20 ребят в возрасте от 10 до 18 лет. Для многих это становится настоящей путевкой в будущую профессию. Так, в прошлом году пятеро воспитанников поступили в Мензелинский сельскохозяйственный техникум на поваров-кондитеров. Среди них, например, Полина Фуреева. Ежегодная реабилитация в центре «Умырзая» принесла свои плоды: прежде замкнутая выпускница коррекционной школы стала активной, коммуникабельной, уверенной в себе, научилась основам шитья, вышивания, готовки. У 7-летней подопечной учреждения Ралины все впереди, но плюсы участия в программе «Волшебный мир творчества» уже налицо. У девочки тяжелый ДЦП, она с трудом ходит, очень плохо двигаются руки. Когда ее привезли в центр, совершенно не могла себя обслуживать. Сейчас сама кушает, пытается одеваться, делает бутерброды, начала вышивать на картоне – он плотнее ткани, лучше держит форму, его легче прижать к столу. Ралина пошла в первый класс общеобразовательной школы, даже сама пишет с помощью ручки! 
В центре уверены, что широкий спектр направлений профессиональной ориентации позволит каждому ребенку-инвалиду стать в будущем полноценным членом общества и найти свой профессиональный потенциал.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ