Учат всему, что пригодится в жизни

№ 9 от 11 марта 2022 года 


В республике действует 14 социальных приютов для детей и подростков, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ. Главная задача этих учреждений – оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так же приюты проводят коррекционно-реабилитационную работу, ориентируя ее и на самого ребенка, и на его семью. Это многоплановая деятельность, важной составной частью которой становится применение инновационных социальных технологий. 
В Мензелинском социальном приюте для детей и подростков «Тургай» используют такие интересные технологии, как мыловарение и изготовление этнокукол из светильников. «Про мыловарение мы узнали из Интернета и сразу заинтересовались, – рассказывает инструктор по труду Гульнара Нуриева. – Заказали мыльные основы, специальные формы, пищевые красители, ароматизаторы. И мальчики, и девочки сразу загорелись: все хотели сделать мыло, например, в форме машинки или мордочки зверушки. Поскольку формочки силиконовые, готовая продукция вынимается из них легко и получается очень реалистичной».
В итоге подопечные получают возможность развить свои творческие способности, мелкую моторику рук, они становятся более усидчивыми, повышается их успеваемость в школе. Многим ребятам такая интересная технология помогает побыстрее научиться распознавать цвета и формы, работать в команде. Сейчас ею охвачены 10 воспитанников приюта – как младшего, так и старшего возраста. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Готовые поделки дарят родным, друзьям и одноклассникам к праздникам.
Многие ребята входят в состав приютской волонтерской группы «Дорога добра» по оказанию помощи одиноким ветеранам села Старая Матвеевка, где находится учреждение, – они с большим удовольствием презентуют свои творения пожилым подшефным. Это очень стимулирует мальчишек и девчонок развивать свое мастерство – некоторые уже начали делать из мыла целые композиции, например, букеты цветов. Многие из старших даже подумывают сделать это направление основой своего будущего бизнеса.
Через Интернет специалисты приюта освоили и процесс изготовления кукол с подсветкой. Нашли, где заказать основу – специальные светильники с ненагревающимися лампами, из бросового материала начали делать куклы. Завершающий этап – это оформление. Под руководством инструктора по труду ребята создают различные национальные костюмы. «Мы при этом используем разные виды ткани, бумагу, фоамиран, шерсть, бусины, – перечисляет Гульнара Нуриева. – Научились приспосабливать в качестве основы пустые 5-литровые бутылки, картон. Получается очень красиво и необычно». 
Удивительно, но эти занятия маленьких воспитанников буквально преображают. Взять, например, 15-летнюю Риту: в приют она попала на почве сильного внутрисемейного конфликта. Была очень замкнутой, избегала любых групповых мероприятий. Но мыловарение все-таки ее увлекло – Рита быстро втянулась в кружковую работу, у нее начало получаться, подружилась с товарищами по приюту, стала лучше учиться. Хороший результат дала и работа с ее семьей: мало-помалу девушка возобновила общение с родными, готовила им подарки из мыла на праздники. Сейчас Рита живет дома. Но свое увлечение мыловарением не бросила, планирует со временем открыть по этому направлению собственное дело.
Другая подопечная «Тургая», 13-летняя Аделина, как и большинство ребят в учреждении, из сильно пьющей семьи в социально опасном положении. Но в девочке очень сильно творческое начало. И в приюте она наконец-то получила условия для своего полноценного развития. У нее обнаружился дизайнерский талант – начала делать такие куклы, что все вокруг восхищались. Под руководством Гульнары Нуриевой подбирала цвета и материалы, эта работа девочку очень успокаивала, заставляла стремиться к большему. Аделина твердо решила поступать в колледж сначала на швею, а потом выучиться на дизайнера.
В Дрожжановском социальном приюте «Теплый дом» занялись изготовлением текстильных кукол. Инструктор по труду Елена Макарова освоила эту технологию на мастер-классе, который для специалистов детских стационарных учреждений организовало Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Сейчас по этому направлению в «Теплом доме» работает кружок. Возраст воспитанников – от 7 до 16 лет, собираются раз в неделю.
– С удовольствием занимаются даже 14-летние мальчики, не говоря уж о девочках, – рассказывает завотделением Ильгам Багаутдинов. – Делают куклы, разных зверят, например, перед Новым годом абсолютно все были увлечены изготовлением тигров, мы даже специальный конкурс проводили, – у кого получился самый лучший символ года.
Материалов в виде вышедшего из употребления мягкого инвентаря в приюте хватает с избытком. Сначала ребята выкраивают, потом прошивают по периметру вручную, после – на машинке, набивают изделия, грунтуют, раскрашивают, при необходимости шьют куклам одежду.
– Занимаемся в швейной мастерской, здесь 3 швейные машинки и одна – для вышивания. Наш кружок посещают 15 человек, – говорит Елена Макарова. – Со своими поделками участвуем в ярмарках-продажах и, конечно, устраиваем выставки у себя. Ребята дарят свои куклы родным к праздникам, это очень повышает их самооценку.
Других плюсов от использования этой технологии тоже много: у детей развиваются коммуникативные навыки и мелкая моторика рук, куклы помогают преодолевать стрессы, учат себя обслуживать. Пришить себе пуговицу или сделать другой мелкий ремонт одежды для кружковцев, большинство из которых прежде совершенно не умели работать с нитками и ножницами, теперь не проблема. Взять хотя бы 14-летнюю Азилю – она поступила из Казани, из очень проблемной семьи, у нее были большие сложности с социальной адаптацией. Совершенно не могла нормально общаться с окружающими, себя обслуживать. Как и многим воспитанникам приюта, первое время ей было трудно привыкнуть к тому, что нужно использовать зубную пасту, постельное белье, чистить обувь и расчесывать волосы. К предложению попробовать сделать текстильную куклу отнеслась агрессивно: мол, это для малышей. Но все-таки на занятие пришла и даже постепенно втянулась. Это стало своего рода отправной точкой ее социальной реабилитации. Сейчас Азилю не узнать: участвует во всех групповых мероприятиях, в том числе приютских театральных постановках, научилась за собой ухаживать, аккуратно и красиво одеваться, хорошо со всеми общается, повысилась успеваемость в школе.
У другого подопечного учреждения – 14-летнего Никиты мама пьет, дома антисанитария, мальчик только после определения в приют начал посещать коррекционную школу. Апатичный ребенок, всех сторонился. А куклы его заинтересовали сразу! Научился работать на швейной машинке, быстро выучил названия всех цветов, освоил геометрические формы и счет. Теперь Никита – главный помощник инструктора по труду: вместе перед началом каждого занятия они готовят материалы, принимают работы на приютские выставки, прежде нелюдимый мальчик с радостью помогает новичкам. 
В Нижнекамском приюте «Балкыш» реализуют программу «Академия домоводства».
– Наша главная задача – социализация детей, их подготовка к самостоятельной жизни, обучение бытовым навыкам, воспитание трудолюбия и аккуратности, привитие навыков трудовой культуры, гигиены и безопасности труда, – перечисляет воспитатель Лилия Аглиуллина.
Занятия организуют раз в неделю. Для этого в приюте оборудован специальный кабинет. Там есть плита, мойка, посуда и, конечно, вся необходимая для готовки бытовая техника. Ребята здесь учатся готовить самые разные блюда, в том числе к календарным праздникам. Например, на Масленицу все пекут, а потом сами же с огромным удовольствием дегустируют блины. Плюс теоретические занятия в учебном классе: здесь воспитанникам рассказывают о приемах приготовления пищи, видах продуктов, знакомят с различными рецептами, сами воспитанники готовят и показывают презентации на темы, имеющие отношение к готовке. К самым простым занятиям привлекают даже малышей от трех лет: например, их приглашают понаблюдать, как работают старшие, попробовать, что получилось, помочь накрыть на стол. Потом в группах на основе увиденного проводят сюжетно-ролевые игры, обсуждают все в доступной для ребят форме, проводят конкурсы рисунков. Для более старших на все праздники организуют конкурсы «А ну-ка, девочки!» и «А ну-ка, мальчики!», где непременно есть место кулинарным поединкам.
– Для детей из проблемных и социально опасных семей, которых у нас в приюте очень много, все это очень важно, – комментирует директор Наталья Бакулина. – У большинства поначалу нет никаких навыков гигиены, многие даже в 5 лет не умеют держать в руках ложку, не знают, что овощи перед готовкой нужно мыть, и уж тем более никогда не держали в руках нож, чтобы, например, сделать бутерброд, или красиво сервировали к празднику стол. Для наших воспитанников очень удивительно, что для готовки еды есть специальная одежда, что подавать надо на разных тарелках. Поэтому реализации программы «Академия домоводства» мы придаем такое важное значение: полученные навыки непременно помогут ребятам в дальнейшем, для кого-то, возможно, станут будущей профессией.
Так получилось, например, у выпускницы приюта 16-летней Ани – сейчас она учится в кулинарном техникуме, живет в общежитии, в «Балкыше» ее полностью подготовили к самостоятельной жизни. У этой девушки с умственной отсталостью были серьезные проблемы с родителями, ей было трудно общаться с окружающими, обслуживать себя из-за плохой памяти. Но кулинарные занятия сразу понравились, здесь Аня чувствовала себя как рыба в воде, все на лету схватывала. Особенно ей понравилось делать выпечку, все обязательно старалась украсить, красиво сервировать. После окончания коррекционной школы без колебаний выбрала профессию повара-кондитера и не пожалела: новая жизнь ей очень нравится.
4-летний Рустем при поступлении в «Балкыш» не знал, как держать ложку, не говорил, боялся мыть руки, вел себя агрессивно. Он из многодетной семьи, родители пьют, дети их не интересуют, о каком воспитании там вообще могла идти речь, если дома настоящий притон. Вместе со всеми Рустем начал посещать занятия по кулинарии – глядя на сверстников, учился расставлять на столе салфетки, тарелки и ложки, играя в сюжетно-ролевые игры, понял, что пить нужно из чашки. Сейчас самостоятельно держит ложку, аккуратно ест, мытье рук уже вошло в привычку, узнает по внешнему виду блюда, знает, как они готовятся. 7-летняя Света тоже поначалу не разговаривала, была очень напугана. Ее мама сильно пила, поднимала руку на детей. На кулинарных занятиях Свете очень понравилось мыть овощи, она быстро научилась пользоваться ножом, нарезать салаты, делать бутерброды. Комплексная работа дала результаты: сейчас Света общительная и веселая девочка, пошла в школу, у нее появились друзья. С удовольствием участвует и в сюжетно-ролевых играх, особенно любит готовиться к приему гостей.
– Этой работой охвачены все 50 воспитанников приюта, – говорит Наталья Бакулина. – В ходе реализации этой технологии реабилитационный потенциал повышается у каждого – дети активно социализируются, учатся общаться и помогать друг другу.
У большинства детей, поступающих в приюты, нарушена социализация, они не знакомы с элементарными правилами личной гигиены, даже подростки порой не умеют мало-мальски обслуживать себя... Чтобы помочь ребятам преодолеть все эти проблемы, направить их жизнь в правильное русло, сотрудники социальный приютов эффективно используют социальные технологии. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ