Идеальный вариант как образец для подражания

Вход в отдел соцзащиты Приволжского района Казани похож на птицу: два пандуса-крыла приглашают человека в инвалидном кресле внутрь помещения. Что я, сев в свою коляску, и сделал, чтобы разведать: что же кроется за этими дверями? Они, к слову, распахиваются для удобства в обе стороны, такие я видел на входе в Казанский вокзал в Москве.

У парадного подъезда меня уже поджидала «хозяйка» этих апартаментов – начальник отдела соцзащиты Галия Рашидовна Мухаметшина, которая провела персональную экскурсию по коридорам и кабинетам своих владений.
Сразу обратил внимание: от остановки общественного транспорта к входу в отдел и по всему его коридору идет дорожка из желтой тактильной плитки – незрячие и слабовидящие могут шагать-ориентироваться по ней без посторонней помощи. Прямо за входом расположена сигнальная кнопка: в случае необходимости инвалид любой категории может ее нажать – к нему придет специалист, который проведет по всем необходимым кабинетам.
Справа от входа комната для отдыха… собак-проводников. Так что о четвероногих друзьях незрячих людей «на группе» тоже не забыли. На полу даже специальные миски-плошки стоят, чтоб напоить мохнатого поводыря. В этой же комнате хранится медицинская аптечка – вдруг в очереди кому-то станет плохо: валидол, все остальное всегда под рукой. Очередь в этом отделе соцзащиты, кстати, электронная: выбиваешь талончик и наблюдаешь за табло, когда высветится твой номер. Информационные табло в виде больших экранов очень полезные: при мне на одном показывали текстовую информацию о льготах для инвалидов, на втором – о субсидиях на жилищно-коммунальные услуги. Так что неслышащему или опорнику в очереди скучать не приходится – можно читать поднимающиеся по экрану снизу вверх строчки. Для инвалидов по зрению постоянно крутится и звуковая информация на схожие темы.
Впрочем, здесь инвалидам на очереди, судя по всему, особо много времени тратить не нужно: для них оборудован специальный кабинет для приема по всем вопросам. Колясочнику там есть, где развернуться – просторно, для инвалидов по слуху поставлен видеофон, который подключен к офису Республиканского общества глухих, где стоит такой же аппарат. В случае необходимости в онлайн-режиме можно связаться с тамошним сурдопереводчиком, который пояснит, с какими вопросами в отдел соцзащиты обратился неслышащий человек. Галия Мухаметшина отметила, что пользоваться таким образом услугами переводчика жестов приходится при каждом визите инвалидов по слуху. Также в этом кабинете установлена индукционная петля, которая позволяет слабослышащим с соответствующим слуховым аппаратом получать неискаженный звуковой сигнал.
Двигаемся дальше. Слева в конце коридора – санитарно-гигиенические комнаты, куда под прямым углом заворачиваются и дорожки из тактильных плиток. Две кабинки – «рядовые»: инвалидам по зрению или слуху особенные и не нужны, а вот прямо по курсу – просторный бокс для колясочников. Унитаз с поручнями, раковина со специальным поддерживающим ободком, устройство вызова – на случай, если понадобится экстренная помощь: к примеру, коляска опрокинулась или еще что. Двери в «фарфоровое заведение» широкие – все типы колясок запросто могут проехать, даже большие электрические.
– Наши клиенты с инвалидностью очень довольны всеми этими удобствами, – рассказывает Галия Мухаметшина. – Да и нам, сотрудникам отдела, приятно работать в таких условиях, когда понимаешь, что люди, которые имеют те или иные физические ограничения, компенсируют их с помощью технических приспособлений, которые есть у нас во всей полноте.
Конечно, на сегодня отдел соцзащиты Приволжского района в плане доступности для всех категорий инвалидов можно признать образцово-показательным. Но к такого рода удобствам стремятся все социальные учреждения. Верится, что совсем скоро это «чудо» станет обыденностью.

Владимир ГАРАНИН