«Школа ухода»: осваивая полезные навыки

№ 32 от 2 сентября 2022 года 

 
В Татарстане при реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» перестраиваются подходы к оказанию помощи пожилым, внедряется система долговременного ухода за ними. Во всех муниципальных образованиях при центрах социального обслуживания населения, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, организованы «Школы ухода». Для них закуплено специализированное оборудование, с помощью которого родственников и специалистов обучают, как ухаживать за тяжелобольным человеком.
С начала нынешнего года в «Школе ухода» Заинского КЦСОН «Радость» проведено 110 занятий: 30 из них групповые, 24 очных и 6 дистанционных; 80 индивидуальных. Обучение прошли 34 родственника, которые хотят ухаживать за своими лежачими близкими самостоятельно. Плюс 8 соцработников-новичков – их обучали в первом квартале в индивидуальной форме.
– В тематический план «Школы» входят лекции, практикумы, тренинги, – рассказывает директор Людмила Симонова. – Занятия проводит преподаватель «Школы ухода», прошедший специальное обучение, специалисты здравоохранения, психологи. Для практикумов есть специальный кабинет, где собраны средства реабилитации, основное и вспомогательное оборудование для осуществления полноценного ухода. Нововведением в работе «Школы» в нынешнем году стало использование социальных сетей и мессенджеров.
Сейчас ведут разработку в Телеграм канала «Школа ухода. Заинск» для социальных работников и родственников получателей социальных услуг, где планируют размещать рекомендации и видеоролики от Благотворительного фонда «Старость в радость», ведущего реабилитационного центра Москвы «Преодоление», Ютуб-канала Лены Андрев «Про паллиатив». Этой информации сотрудники КЦСОН полностью доверяют: она отличается доступностью, полнотой, профессионализмом. По словам Людмилы Симоновой, создание публичного канала позволит соцработникам и родственникам, осуществляющим уход, всегда иметь возможность освежить свои знания, получить ответы на возникающие вопросы. 
В числе тех, кому «Школы ухода» очень помогла, и 68-летняя Наиля Н. из Заинска. После операции с постели не вставала. У пенсионерки деформация позвоночника, проблемы с ногами. Родственники живут в другом городе, ухаживать за ней не могут. Когда ее приняли на надомное соцобслуживание в КЦСОН «Радость», женщина не могла даже самостоятельно повернуться. Соцработнику Джамиле Гайнуллиной пришлось непросто: она не знала, как за такими больными правильно ухаживать. «Только после окончания «Школы ухода» смогла оказывать таким тяжелобольным подопечным полноценную помощь: уже не боялась навредить, уронить, причинить боль, – говорит соцработник. – Постоянные физические нагрузки уже не отдавали болями в спине. Сейчас появилась уверенность в своих силах, меньше устаю. Научилась кормить с применением нагрудника, специальных столовых приборов, поильника, подставки под изголовье, проводить гигиену полости рта до и после кормления, безопасно перемещать в постели с использованием пояса для пересаживания и скользящей простыни. Радостно видеть, насколько правильный уход облегчает жизнь и состояние моих подопечных». Раз в неделю больную навещают участковый врач и медсестра. Обслуживаемая, которой при первой типизации определили 5 группу, уже сидит в кровати без поддержки, с помощью ходунков выходит в кухню, туалет. Улучшения состояния просто поразительные! Чтобы ей было удобно передвигаться, соцработник попросила работников местного ЖЭУ убрать в квартире все пороги. А ходунки взяли в пункте проката ТСР, который работает на базе КЦСОН. Здесь есть инвалидные коляски, шагающие ходунки, подмышечные и подлокотные костыли, различные трости, с помощью которых обслуживаемые под руководством соцработников могут быстрее и успешнее приспособиться к изменившимся условиям жизни. Стоимость – чисто символическая. Как их правильно подобрать и пользоваться – этому тоже учат в «Школе ухода». 
В Набережночелнинском КЦСОН «Доверие» «Школа реабилитации и ухода» открыла свои двери три года назад. Еженедельные обучающие бесплатные занятия проводят сотрудники учреждения – врач, специалист по социальной работе, психолог. С учетом современных условий применяют как очные, так и дистанционные формы индивидуальной и групповой работы. «На занятиях родственники учатся поддерживать и развивать ресурсы маломобильных граждан на осуществление самообслуживания, самостоятельного передвижения, обеспечения основных жизненных функций с учетом заболевания, возраста или наличия инвалидности. Основная задача «Школы» – обучение слушателей, осуществляющих уход за маломобильными гражданами, навыкам общего ухода за своими подопечными, которым трудно себя обслуживать в силу возраста или инвалидности, – говорит директор КЦСОН Константин Хорольский. – В программу также включили занятия по правильному использованию тростей, костылей, колясок и других ТСР. Поддержать пожилых граждан, помочь им в своем возрасте жить и дышать полной грудью, даже если за 70, даже если есть ограничения здоровья и нужен профессиональный уход – это то, что государством обозначено одним из важных направлений и отражено в региональном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Наша задача – достичь оптимально возможного уровня социальной адаптации инвалида или пожилого человека, в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи; повысить эффективность реабилитационных мероприятий; создать благоприятную обстановку и психологическую атмосферу. Не менее важным является расширение возможности трудоустройства и возможности учиться родственникам, которые осуществляют уход». 
Программу занятий утвердили еще в 2019 году, и за это время она прочно подтвердила свою востребованность. В нее включили изучение теоретических основ и практическое освоение навыков общего ухода. Тут и профилактика осложнений, и обучение подопечных методам самообслуживания, изучение правил гигиенического ухода, питания и кормления, приемов первой доврачебной помощи. Плюс – обучение принципам правильного позиционирования, методам дезинфекции, навыкам медицинских манипуляций, методам самообслуживания и самоконтроля и многому другому. Консультируя родственников на дому, специалист «Школы» рассказывает, как правильно организовать уход на дому, помогает подобрать необходимое оборудование для реабилитации, адаптировать жилое пространство, проводит мероприятия, направленные на восстановление функций мелкой моторики и, самое главное, обучает основным методам реабилитации. Кроме того, в рамках «Школы ухода» проходят групповые и практические занятия с социальными работниками, на которых знакомят, например, с правилами личной гигиены больного, со способами его перемещения, с простейшими медицинскими манипуляциями, с новинками ТСР. Это очень важно, ведь у каждого соцработника есть на обслуживании тяжелобольные пенсионеры. «Акцент на практической направленности – это основа работы «Школы», – подчеркивает замдиректора Лилия Валиева. – Полученные здесь знания и навыки позволяют родственникам маломобильных граждан создавать для них условия для достойной жизни. А для тех, кто профессионально работает с гражданами – пожилыми и инвалидами, в том числе с маломобильными, занятия способствуют повышению квалификации». С начала года в «Школе ухода» уже провели 151 занятие, их посетили 185 человек. Среди них 126 граждан – это ухаживающие за маломобильными родственниками, 163 – специалисты учреждений социального обслуживания республики, в том числе соцработники Набережночелнинского КЦСОН. Специалист по соцработе центра Резеда Габдрахманова прошла обучение через Минтрудсоцзащиты РТ и Благотворительный фонд «Старость в радость», с прошлого года она выступала как региональный тренер по подготовке в этом направлении сотрудников социальной сферы республики. По ее словам, положительных примеров, когда полученные знания помогают людям облегчить жизнь немощных подопечных, очень много. Не зря слушатели адресуют так много благодарностей в адрес организаторов «Школы». В их числе и жительница автограда Наталья Б.: до обучения в «Школе ухода» она не знала, как обращаться со своей лежачей тяжелобольной матерью. Боялась уронить ее, перемещая для оказания гигиенических процедур. У самой постоянные физические нагрузки привели к болям в спине, ломоте в руках. Освоенные приемы обращения с лежачими больными позволили значительно облегчить уход. У Натальи появилась уверенность, что все действия не доставляют ее матери неудобства, каких-либо болезненных ощущений. Сократилось время на переодевание тяжелобольной пенсионерки, теперь ее дочь не боится, что переохлаждение может стать причиной простудных заболеваний. И, конечно, благодаря владению приемами перемещения снизилась физическая нагрузка, позволяющая ей самой избежать травм. 
Последнее занятие Резеды Габдрахмановой было посвящено изучению ТСР. Она продемонстрировала слушателям вспомогательные средства ухода для купания маломобильных людей в постели, рассказала о правилах кормления, о том, как менять постельное и нательное белье. «Ограниченность в движениях и недостаток общения часто приводят к ухудшению здоровья подопечных, – отмечает Резеда Габдрахманова. – Поэтому на занятиях я объясняю и показываю специальные упражнения для сохранения подвижности лежачего больного. Например, дочь получателя социальных услуг Гульчачак Рахимулловна на практике отработала реабилитационные упражнения с мамой Ханией Хайрутдиновной, убедилась, что упражнения безопасны и безболезненны. Слушатели отмечают, что полученные умения и навыки помогают им осуществлять уход за родственниками с дефицитом самообслуживания на дому». Другая получательница социальных услуг, 72-летняя Валентина Анатольевна, тоже была прикована к постели. Она испытывала постоянные боли. После проведенных занятий родственники смогли подобрать необходимые ТСР: противопролежневый матрас, подставку под спину. Бабушка начала садиться, самостоятельно кушать, боли уменьшились. 
В прошлом году в «Школах ухода» в КЦСОН республики новые навыки получили 2221 родственник и 2546 специалистов по уходу. Практика показывает, что эта стационарозамещающая технология очень востребована. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ