Кто скрывается под знаком «Инвалид»?

Хорошо, что в последнее время около учреждений, торговых точек, жилых комплексов оборудуются специальные стоянки, где могут парковаться автомобили, на которых имеются опознавательные знаки «Инвалид». Вроде все просто и понятно. Но это только на первый взгляд.

А вот кто-нибудь задумывался, на основании чего автолюбитель может вешать этот знак? Инвалиды каких категорий и групп имеют на это право? Скажем, только в Татарстане общее количество людей «на группе» – более 300 тысяч. И что же – каждый из них вправе «украшать» этим знаком свой автомобиль?
В советские времена было все элементарно – инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата устанавливал в нижнем правом углу ветрового и заднего стекла знак «Автомобиль с ручным управлением» – желтый круг с черным треугольником внутри. Уже само сочетание «с ручным управлением» подчеркивало, что это специальный автотранспорт для человека, которому тяжело передвигаться – колясочника, ампутанта, опорника. А теперь опознавательный знак «Инвалид» вовсе не обозначает, что автомобиль оборудован ручным управлением, и в нем едет человек, у которого проблемы с ногами.
Вот как расшифровывают его ПДД: опознавательный знак «Инвалид» – в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета может быть установлен по желанию водителя спереди и сзади механического транспортного средства, управляемого инвалидом I или II группы, перевозящего таких инвалидов или детей-инвалидов. То есть теперь сплошная вольница: если «по желанию водителя», стало быть, не нужно никаких разрешительных документов и особых отметок в водительском удостоверении или техпаспорте автомобиля, и прилепить его на машину может практически любой инвалид – опорник, сердечник, гипертоник, у которого есть «розовая» справка, где обозначена 1 или 2 группа, или человек, который перевозит таких людей или детей-инвалидов. 
Не в обиду другим будет сказано, я уверен, что спецпарковки все-таки больше всего нужны тем, у кого проблемы с передвижением. Ведь, скажем, места во дворах домов под установку металлического гаража или стоянку выделяются только тем инвалидам, у кого поражен опорно-двигательный аппарат. Представляете, если бы такие места давали абсолютно всем инвалидам, пусть даже 1 и 2 групп – во что бы превратились наши дворы?
А как решают эту проблему в соседних государствах? Например, в литовском нормативном акте говорится: «Приобретать и использовать знак «Лицо с недугом» и парковаться в специально отведенных для этого местах могут: лица, управляющие автомобилем, у которых уровень трудоспособности не превышает 30 процентов; лица пенсионного возраста, которым установлен уровень больших специальных потребностей; лица, перевозящие людей с недугом, у которых уровень трудоспособности не превышает 25 процентов; лица, перевозящие людей с недугом пенсионного возраста, у которых установлен уровень больших специальных потребностей; лица, перевозящие детей с тяжелым недугом; водители центров социальной опеки, перево¬зящие людей с недугом».
Чтобы было понятно: в Литве трудоспособность от 0 до 40 процентов приравнивается к 1-2 группам инвалидности в России, так что 25-30 процентов – это практически первая группа. А пенсионер с большими специальными потребностями – это, по существу, колясочник. Такие вот узкие рамки применения этого опознавательного знака.
А у нас при такой «размытости» законодательных норм и в условиях дефицита парковочных мест, больших штрафов (от трех до пяти тысяч рублей) за незаконную парковку в местах, отведенных для инвалидов, могут возникнуть (и уже есть!) факты злоупотребления. Ведь по сути любой может купить на базаре знак «Инвалид» за 20-30 рублей, присобачить на стекла машины, поставить на парковку для инвалидов, хлопнуть дверью – и гуляй себе. Формально авто с такими обозначениями может стоять на спецпарковке. И какой инспектор дорожного движения подойдет выяснять – инвалид-не инвалид?
Может быть, в Татарстане, где обкатываются многие социальные программы, ввести строгий учет выдачи опознавательного знака «Инвалид»? Конечно, нужны изменения в федеральном документе. Но инициатива может исходить именно из нашего региона. Можно предложить, скажем, этот знак изготавливать из специальных материалов для защиты их от подделки, выдавать только конкретным инвалидам-автомобилистам, которым трудно передвигаться, или водителям, которые перевозят таких людей или детей-инвалидов, при условии, что те предоставят необходимый перечень документов. Неплохо бы сделать какую-то условную градацию инвалидов по тяжести или характеру заболевания: например, на знаке, выдаваемом инвалиду-опорнику 1 группы, ставить одну красную полоску, 2 группы – две полоски, для автомобилиста, который перевозит ребенка-инвалида, – три полоски.
Одно совершенно ясно – нужно как-то разбираться с разношерстной публикой, которая «украсила» свои автомобили знаком «Инвалид». Иначе на спецстоянках для людей с ограниченными возможностями как раз для их машин места и не окажется.

Владимир ГАРАНИН